Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Особую ценность имеет умение менеджера разложить (стратифицировать) нестандартную ситуацию на стандартные элементы и пугем комбинирования запрограммированных решений составить схему (порядок) действий по разрешению создавшейся ситуации.
Эффективным способом нахождения правильного решения может выступать моделирование развития событий по каждому из возможных вариантов и выбор из них наиболее приемлемого.
в) Компромиссы в решениях — это особая форма связей контрагентов, которая обеспечивает согласование противоречивых интересов путем взаимных уступок сторон.
Менеджеру любого ранга необходимо учитывать, что в управлении людьми крайне редко встречаются решения, результатом реализации которых было бы только блпго. Это объясняется тем, что всякое решение уравновешивает противоречивые ценности, а следовательно, использует каждую из них не в полной мере. В результате этого получается, что принятое решение не достигает абсолюта по ценности. В то же время уравновешивающее решение обеспечивает меньшие утраты (негативные явления).
На практике руководитель выбирает не кратчайший путь к цели, а тот, который сопряжен с наименьшим ущербом, — то есть действует по принципу «от противного».
Лучшими считаются те руководители, управленческие решения которых сопряжены с наименьшими утратами (экономическими потерями, сокращением персонала, остановкой работы, обострением морально-психологической обстановки в коллективе, общественными потрясениями и т. п.). Это относится как к хозяйственным руководителям, так и к руководителям подразделений региональных и муниципальных администраций.
т} Интуитивные решения — это те, которые являются результатом управленческого опыта и подсознательных предпочтений менеджера. Их принятие не опосредовано какими-либо логическими построениями. Они нужны в тех ситуациях, когда надо быстро принять решение, не вдаваясь в длительное изучение проблемы. Обычно это — решения по тактическим вопросам.
Что касается стратегических решений, то они в основной части являются результатом фундаментальных логических построений. Это, однако, не исключает использование интуиции. Но она в таких случаях носит вспомогательную функцию.
д) Решения на базе суждений основываются на сравнении рассматриваемой ситуации с подобными, которые встречались ранее, в разработке мер по аналогии. Удобство этого метода принятия решений заключается в том, что он не требует проведения глубокого анализа ситуации и позволяет быстро находить оптимальный вариант действий.
Недостатком этого метода является то, что он приемлем только для повторяющихся ситуаций. Кроме того, поскольку суждения опираются на прожитый опыт, они изначально приглушают у менеджера интерес к нестандартным решениям, к управленческому творчеству.
е) Аналитические решения опираются на исследование конкретной ситуации. Такие решения представляют собой сложный процесс анализа ситуации и выбора оптимального варианта управленческих действий.
1.5.3. Этапы процесса принятия решения
Принятие решения представляет собой протяженный во времени процесс. Его особенность заключается в том, что он не завершается выдачей управленческой команды, а предполагает последующие взаимодействия (связи) в форме обратной связи, контроля и анализа общих результатов этого управленческого действия.
Можно выделить 8 этапов процесса аналитического решения: диагностика, границы и критерии, варианты, сравнение альтернатив, выбор, внедрение, обратная связь, анализ постфактум. Последний этап представляет собой осно-зу для нового цикла осуществления управленческого решения (см. схему 19).
1) Диагностика
Принятие решения аналитическим методом начинается с установления и диагностирования проблемы. Под проблемой обычно понимается то, что не достигнуто по каким-либо причинам (например, недоборы в налогах и сборах; медленные темпы строительства каких-либо объектов;
нарушения в обеспечении населения коммунальными услугами; перебои в доставке продовольствия и т. п.).
В управленческой практике установление диагноза проблемы, как правило, не носит разового характера, а являет собой процедуру (процесс) из нескольких последовательных шагов с принятием промежуточных решений. Первой фазой такой процедуры становится выяснение симптомов (причинных факторов) затруднений или нереализованных возможностей. Таковыми могут быть: несовершенство региональных законодательных актов о налогообложении; несбалансированность решений региональных и муниципальных органов по льготированию отраслей и хозяйствующих субъектов; неадекватность организационной структуры региональной (или муниципальной) администрации изменившимся условиям хозяйствования; высокая текучесть кадров в организации; внутренние и внешние конфликты и т. п.