Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Таким образом, увеличение объема информации для управления различными процессами может быть эффективным лишь до определенных границ, за пределами которых наступают бросовые затраты.
Следует заметить, что запросы информации от различных хозяйственных и общественных формирований являются одной из традиционных форм, к которой прибегают региональные и муниципальные администрации для демонстрирования своего присутствия. Во многих случаях такая информация не используется в работе, а порой и не изучается. Зачастую информация запрашивается в произвольной форме, что усложняет ее систематизацию и анализ. Преодолеть подобные явления можно путем разработки специальных информационных стандартов и схем, введения единообразия. Это особенно важно в современных условиях — с появлением в регионах множества разнообразных по имущественной принадлежности и организационно-правовым формам организаций (хозяйственных, общественных, некоммерческих и пр.).
Наиболее удобной формой такого информобмена может быть составление вопросов и ответов в виде таблиц. Это необходимо для анализа с помощью ЭВМ, но также удобно и для простого исследования.
3) Взаимозависимость решений
Практически все решения региональных органов управления имею! ту или иную степень взаимной зависимости. Чем выше уровень управления, тем большее число решений нижних уровней управления оно затрагивает. Это требует от региональных администраций тщательной проработки последствий готовящихся решений, их влияния на решения муниципальных органов, а также расположенных в регионе хозяйственных и общественных организаций.
Существует и обратная зависимость. Она проявляется во влиянии решений нижних уровней управления на решения вышестоящих органов. Наиболее часто это проявляется в форме хозяйственной инициативы «снизу», что вполне согласуется с существующей схемой регионального управления.
4-) Отрицательные последствия решений '•
Под последствиями принимаемых рсш^чнА". обычно понимаются их отрицательные проявления. К примеру, решение руководства региональной администрации о снижении среднего возраста работников аппарата может, наряду с повышением мобильности, привести к уходу лояльных к нему кадров. Решение о размещении в регионе предприятия, использующего импортное сырье, ьлочет свертывание местного производства аналогичных материалов, а следовательно, и сокращение трудозанятостн населения. Создание в регионе режима благоприятствования для иностранных строительных фирм приводит к развалу местных строительных организаций и как следствие — к разрушению стройиндустрии и деградации специалистов-строителей.
Для удобства управленческой деятельности негативные последствия управленческих решений можно рассматривать в роли ограничений. Такой подход позволяет перевести процесс решения на математический язык. Тем не менее, следует учитывать, что лишь количественное (в натуральных измерителях, деньгах и др.) соизмерение величин прибылей и ущерба не в полной мере отражает действительное положение вещей. Поэтому всякий математический расчет последствий управленческого решения дол-жен быть подытожен экспертным заключением (ведь даже белый цвет — это лишь сумма семи различных цветов, а экономика —это не менее многомерный интеграл).
5) Поведенческие ограничения
На процесс принятия и реализации решений оказывают значительное влияние различные психологические факторы. К ним относятся межличностные и внутриорганиза-пионные коммуникации, неформальное общение руководителей различного ранга между собой, а также с рядовыми исполнителями, общая морально-психологическая обстановка в коллективе и в составляющих его отделах, отношения в неформальных группах и т. п. Важное значение имеет и то, чтобы исполнитель имел желание принимать и выполнять решения.
6) Субъективные оценки управляющего •
Поскольку каждый человек — это целый мир представлений, то и на принятие им решений оказывают существенное влияние его мироощущение, субъективные оценки явлений и предметов. Для организации важно, чтобы с системой ее приоритетов совпадали приоритеты членов организации, особенно тех, кто занимает ключевые места в управлении.
С учетом этого параметра организации разрабатывают специальные декларации о ценностях, своеобразные кодексы чести работников аппарата. Это необходимо для того, чтобы решения, принимаемые руководителями разного уровня, и действия всех членов организации (от начальника — до ведущего специалиста) отражали общую систему ценностей, направленных на решение центральной задачи организации. Для региональной администрации таким «пучком» центральных задач могуг быть следующие: повышение уровня жизни населения региона; рост культуры и образованности молодежи; охрана материнства и детства;