Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Таким образом, увеличение объема информации для управления различными процессами может быть эффек­тивным лишь до определенных границ, за пределами кото­рых наступают бросовые затраты.

Следует заметить, что запросы информации от различ­ных хозяйственных и общественных формирований явля­ются одной из традиционных форм, к которой прибегают региональные и муниципальные администрации для демон­стрирования своего присутствия. Во многих случаях такая информация не используется в работе, а порой и не изуча­ется. Зачастую информация запрашивается в произволь­ной форме, что усложняет ее систематизацию и анализ. Преодолеть подобные явления можно путем разработки специальных информационных стандартов и схем, введе­ния единообразия. Это особенно важно в современных условиях — с появлением в регионах множества разнооб­разных по имущественной принадлежности и организаци­онно-правовым формам организаций (хозяйственных, об­щественных, некоммерческих и пр.).

Наиболее удобной формой такого информобмена мо­жет быть составление вопросов и ответов в виде таблиц. Это необходимо для анализа с помощью ЭВМ, но также удобно и для простого исследования.

3) Взаимозависимость решений

Практически все решения региональных органов уп­равления имею! ту или иную степень взаимной зависимо­сти. Чем выше уровень управления, тем большее число решений нижних уровней управления оно затрагивает. Это требует от региональных администраций тщательной про­работки последствий готовящихся решений, их влияния на решения муниципальных органов, а также расположен­ных в регионе хозяйственных и общественных организа­ций.

Существует и обратная зависимость. Она проявляется во влиянии решений нижних уровней управления на ре­шения вышестоящих органов. Наиболее часто это прояв­ляется в форме хозяйственной инициативы «снизу», что вполне согласуется с существующей схемой регионально­го управления.

4-) Отрицательные последствия решений '•

Под последствиями принимаемых рсш^чнА". обычно понимаются их отрицательные проявления. К примеру, решение руководства региональной администрации о сни­жении среднего возраста работников аппарата может, на­ряду с повышением мобильности, привести к уходу лояль­ных к нему кадров. Решение о размещении в регионе пред­приятия, использующего импортное сырье, ьлочет сверты­вание местного производства аналогичных материалов, а следовательно, и сокращение трудозанятостн населения. Создание в регионе режима благоприятствования для иностранных строительных фирм приводит к развалу мест­ных строительных организаций и как следствие — к раз­рушению стройиндустрии и деградации специалистов-стро­ителей.

Для удобства управленческой деятельности негативные последствия управленческих решений можно рассматри­вать в роли ограничений. Такой подход позволяет переве­сти процесс решения на математический язык. Тем не ме­нее, следует учитывать, что лишь количественное (в нату­ральных измерителях, деньгах и др.) соизмерение величин прибылей и ущерба не в полной мере отражает действи­тельное положение вещей. Поэтому всякий математичес­кий расчет последствий управленческого решения дол-жен быть подытожен экспертным заключением (ведь даже бе­лый цвет — это лишь сумма семи различных цветов, а эко­номика —это не менее многомерный интеграл).

5) Поведенческие ограничения

На процесс принятия и реализации решений оказыва­ют значительное влияние различные психологические фак­торы. К ним относятся межличностные и внутриорганиза-пионные коммуникации, неформальное общение руково­дителей различного ранга между собой, а также с рядовы­ми исполнителями, общая морально-психологическая об­становка в коллективе и в составляющих его отделах, отношения в неформальных группах и т. п. Важное значе­ние имеет и то, чтобы исполнитель имел желание прини­мать и выполнять решения.

6) Субъективные оценки управляющего •

Поскольку каждый человек — это целый мир представ­лений, то и на принятие им решений оказывают существен­ное влияние его мироощущение, субъективные оценки явлений и предметов. Для организации важно, чтобы с системой ее приоритетов совпадали приоритеты членов организации, особенно тех, кто занимает ключевые места в управлении.

С учетом этого параметра организации разрабатывают специальные декларации о ценностях, своеобразные ко­дексы чести работников аппарата. Это необходимо для того, чтобы решения, принимаемые руководителями разного уровня, и действия всех членов организации (от начальни­ка — до ведущего специалиста) отражали общую систему ценностей, направленных на решение центральной задачи организации. Для региональной администрации таким «пуч­ком» центральных задач могуг быть следующие: повыше­ние уровня жизни населения региона; рост культуры и образованности молодежи; охрана материнства и детства;

Перейти на страницу: 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.