Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
С развитием электронно-вычислительной техники возможности проведения экономического анализа существенно расширяются. Это особенно актуально для принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая значительно усложняется по мере развития различных форм хозяйствования и конкурентно-рыночных отношений.
Таким образом, принятие решений представляет^обон двойственное явление. С одной стороны, это связующий процесс, соединяющий два состояния объекта управления — исходное и искомое. С другой стороны, принятие решений — это функция управления, необходимый элемент повседневной деятельности управленческого апиара--, та (или отдельных руководителей), поскольку в его дей+-ствиях все время присутствуют выбор и решение.
ВОПРОС 26
Изображение объекта, идеи, процесса или системы в отвлеченной форме называют моделированием. Оно удобно для того, чтобы организаторы и исполнители решения имели целостное представление об объекте и могли правильно расставить силы и средства при реализации задачи.
Определяющим качеством модели является упрощение ситуации (статической или динамической) и отображение ее в схематичном, облегченном для понимания виде.
Существует множество типов моделей. К числу наиболее распространенных из них относятся следующие:
а) физическая модель (представление объекта в уменьшенном или увеличенном виде в форме схемы, чертежа, макета, действующего механизма и т. п.; например: схема размещения производительных сил в регионе, макет застройки побережья или курорта п т. п.);
б) аналоговая модель (изображение объекта в такой отличной от оригинала форме, в которой он ведет себя практически аналогично оригиналу; примеры аналоговых моделей — это организационная схема региональной администрации, график поступления средств от налогов в региональный бюджет);
в) математическая модель (это изображение объекта в виде символов, формул; например, формула доходов в региональный бюджет от налога на добавленную стоимость из расположенных на территории производственных предприятий может быть представлена в виде D = РНМ, где D — сумма поступлений в региональный бюджет от НДС, Р — объем реализованной производственной фирмой продукцци, Н — величина налога на добавленную стоимость, М — доля НДС, передаваемая центром в региональный бюджет).
, Процесс, построения модели включает следующие этапы: постановку задачи; построение модели; проверку мо' дели на достоверность; применение модели; обновление, модели.
Построение модели осуществляется на основе поставленной задачи. При этом разработчик должен выделить главную цель модели, то есть какие выходные данные предполагается получить из создаваемой модели. Чем лучше модель отражает реальные события, тем выше ее качество. Обычно применяемость построенных моделей составляет 50—60 процентов. Но и такой процент можно считать достаточно высоким, поскольку это позволяет управляющим (работникам управленческого аппарата) ускоренно принимать управленческие решения, просчитывая возможные их результаты. Поскольку в ходе. функционирования региональной организации ее внугренние и внешние параметры претерпевают изменения, необходимо проводить периодические корректировки соответствующих моделей. Это делается, например, путем ежегодных корректировок региональных схем развития и размещения производительных сил, пятилетних планов функционирования экономики региона, периодической перестройки организационной структуры региональной администрации и т. д.
К основным трудностям в моделировании можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, недоверчивость пользователей, высокую стоимость моделей и др.
Управленческая практика накопила множество различных видов моделей. Многие из них являются универсальными и могуг применяться как во внутрифирменном управлении, так и в региональном менеджменте.
В числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:
а) «теория игр» — это моделирование оценки воздействия на внешнюю среду принятого решения. С его помощью можно, например, смоделировать реакцию муниципалитетов на решение регионального законодательного собрания о снижении ставок региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных пунктах. Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в остальное время) тарифа на электрическую энергию и т. д.;