Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Наряду с чисто экономическими, у организаций могут быть и иные мотивы деятельности. Среди них такие, как:
завоевание определенного имиджа в регионе; получение моральных знаков отличия (медали, почетной грамоты, благодарности, свидетельства и т. п.) организацией в целом и ее отдельными членами; представительство организации в региональных некоммерческих структурах (фондах, обществах, комитетах, палатах и т. п.) и др.
Тем не менее, определяющим мотивом организации все-таки выступает экономический интерес. Это выдвигает перед региональным руководством задачу совершенствования экономической мотивации организаций в границах финансовых возможностей региона.
В числе основных экономических мотивов деятельности нехозрасчетных подразделений региональной администрации является выделяемый из бюджета фонд оплаты труда персонала и сумма средств на функционирование (командировочные расходы, канцелярские принадлежности, оборудование, транспорт, аренда помещений и др.).
Для хозрасчетных формирований региональной администрации также основным мотивом деятельности (поведения) выступает получаемая сумма средств на функционирование и оплату труда. Однако такие средства должны быть «заработаны» (получены) в результате собственной хозяйственной деятельности, а не выделены из бюджета (хотя возможен и вариант дотирования из регионального бюджета не полностью самоокупаемых подразделений администрации региона). К примеру, на полной самоокупаемости могут функционировать региональные управления (или комитеты) жилищно-коммуналыюго хозяйства, ремонта и строительства автодорог, топливной промышленности, лесного хозяйства, промышленности местных строительных материалов (гипс, известь, цемент, кирпич, инертные заполнители и др.). На частичной самоокупаемости (то есть дотировании из регионального бюджета) действуют управления (департаменты) культуры, социальной защиты, занятости населения и др.
На полном бюджетном содержании функционируют департаменты (управления) экономики и прогнозирования, финансов, образования, здравоохранения, внутренних дел, охраны природы, строительства и архитектуры, контрольно-аналитическое управление и др., а также все функциональные отделы региональной администрации (организационно-инструкторский, юридический, общий, хозяйственный и Др.).
Муниципалитеты (городские и сельские администрации) занимают особое положение с точки зрения мотивации деятельности в региональной системе управления. Будучи автономными в управлении территориями, они в то же время находятся в жесткой финансовой зависимости от региональных администраций. Это проявляется в системе регулирующих источников доходов, в отчислениях из региональных налогов, а также в региональных дотациях и субвенциях и других формах экономического воздействия со стороны региональных органов власти и управления.
В связи с этим для повышения заинтересованности муниципальных образований в решении общерегиональных задач (размещение предприятий, разработка природных ресурсов, прокладка коммуникаций, строительство портов, каналов, санаторно-курортных, лечебных и других объектов, возделывание определенных культур и т. п.) региональные администрации вынуждены использовать различные методы их экономического стимулирования. В числе таких методов могут применяться налоговые льготы, региональные низкопроцентные займы для осуществления муниципальных программ, передача муниципалитетам объектов региональной собственности и др.
Мотивация самостоятельных хозяйственных организаций (частные фирмы, коллективные и индивидуальные сельские хозяйства, предприятия федеральной и муниципальной собственности и т. п.) региональными средствами осуществляется в основном по двум линиям:
1) административные ограничения и свободы;
2) договорно-экономические отношения. Первая форма отношений региональных властей наиболее характерна для административной системы управле-•ния, вторая — для экономической. Обе эти системы имеют недостатки и преимущества. Поэтому современным региональным администрациям в осуществлении функций оперативного управления формированиями такого типа необходимо рационально сочетать едминистративные и экономические мотиваторы, все более повышая роль последних.
3.4.2. Мотивация персонала
Личные цели обычно первичны по отношению к организации. Это требует от разработчиков систем мотивации учета такой приоритетности и создания механизмов достижения личных целей через достижение целей организации.