Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

1.5.2. Типы решений

Решения бывают разных типов. Рассмотрим их.

а) Запрограммированное решение представляет собой действие менеджера в конкретной ситуации по заранее проработанному сценарию. Для менеджера (управляюще­го) заранее составляется инструкция о тех действиях, ко­торые он должен предпринять в каждом конкретном слу­чае. Простейшим известным примером набора запрограм­мированных решений является инструкция на случай по­жара. В ней четко указан порядок и содержание действий в различных ситуациях возгорания объекта.

Одним из видов запрограммированных решений явля­ются «домашние» заготовки шахматистов (проработки ва­риантов продолжения конкретных шахматных позиций).

Особенностью управленческой деятельности работни­ков аппарата региональных и муниципальных администра­ций является повышенная степень многовариантности раз­вития управленческих ситуации. Это объясняется откры­тостью региональной (и особенно муниципальной) эконо­мики, наличием на территории множества различных хо­зяйствующих субъектов, неоднородностью состава насе­ления и др.

Тем не менее, даже при такой высокой степени не­определенности возможны и целесообразны проработки запрограммированных решений. Это способствует сокра­щению времени для принятия оперативных решений, со­впадающих с главной стратегией территориальной орга­низации.

Простейшим видом программ может быть установле­ние запрещений в различных конкретных ситуациях — типа: «не зная броду — не лезь в воду». Последователь­ность запрограммированных решений, составленная по такому методу (запретительному), показана на схеме дви­жения грузового транспорта по городу (см. схему 18).

В этом примере магистральной задачей является дос­тавка груза из пункта А в пункт В, а запрограммированны­ми решениями — запрещение движения на перекрестках (в узловых точках) в конкретных направлениях. Лимити­рующим показателем (граничным параметром) в этой пос­ледовательности решений выступает протяженность пути (в целях экономии топлива, моторесурса и времени дос­тавки).

На схеме 18 показана система программирования ре­шений в узловых точках через запрещения. В этих услови­ях в точке «I» возможны как минимум 2 в^риз"'".'' разви­тия ситуации (к точке «2» и к точке «14»), В точке «б» также возможны 2 варианта продолжения (к точке «7» и к точке «II»). Из точки «13» можно пойти двумя путями (к точке «9» и к точке «17»).

Аналогичную схему можно составить, к примеру, для ситуации инвестирования строительства объекта региональ­ного или муниципального значения. Для этого надо выде­лить основные (базовые) показатели инвестирования и организации строительства, очертить граничные парамет­ры (суммы, сроки и т. п.) и запрещенные действия (выдача ссуд без залога, закупки местных материалов на стороне, превышение сметы и т. п.).

Тем не менее, при кажущейся простоте разработки программ последовательности принятия решений необхо­димо учитывать, что такие программы реальны лишь для ситуаций со сравнительно однородным составом агентов (участников, субъектов, объектов, процессов и т. "д.).

Большой набор запрограммированных решений в стан­дартных ситуациях позволяет менеджеру экономить вре­мя и уменьшить вероятность неверных команд и действий. С развитием электронно-вычислительной техники возмож­ности проработки вариантов продолжения управленческих решений существенно расширяются, что открывает этому методу широкие перспективы.

б) Незапрограммированпые решения — это решения, принятые без программы.

Региональное управление предполагает разнообразные ситуации с нестандартным (нетипичным) развитием собы­тий. В этом случае от менеджеров требуется принятие не­запрограммированных решений. Такие решения в основ­ном имеют место в неструктурированных секторах управ­ления и случайных (несистематизированных) ситуациях.

Примерами ситуаций для незапрограммированных ре­шений могут быть следующие: как оптимизировать струк­туру департамента или управления; как улучшить архитек­турный облик города или станицы; как повысить мотива­цию к творческой деятельности менеджеров конкретного отдела администрации; как повысить эффективность ка­питальных вложений в региональные или муниципальные

объекты и др. В каждой из названных ситуаций наиболее веским может оказаться совсем неожиданный фактор. Поэтому для принятия эффективного решения от менед­жера (управляющего) требуется весьма широкая эрудиция, сообразительность («быстрый разум») и смелость (уверен­ность в своих силах, но не авантюризм).

Перейти на страницу: 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.