Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
- с соседними регионами и областями (в рамках экономико-географических регионов, например. Центральный регион, Черноземье; в рамках федеральных округов);
- с городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом;
- с межрегиональными объединениями субъектов Российской Федерации, в том числе с их центрами.
Следует заметить, что регионы могут сотрудничать:
1) на долговременной, постоянной основе (например, в рамках ассоциаций экономического взаимодействия, в рамках федеральных округов);
2) на кратковременной основе (например, в рамках выполнения какой-либо задачи, достижения какой-либо цели). Такое взаимодействие целесообразно организовывать с целью реализации целевых федеральных, региональных и межрегиональных программ.
Одна из первых, наиболее устойчивая и эффективная модель регионального взаимодействия - это добровольное объединение (ассоциация) экономического взаимодействия.
Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегионального сотрудничества начали создаваться с 1990 года.
В сентябре 1990 года в г. Челябинске руководителями областей и республик Урала подписано соглашение «О принципах экономических отношений республик и областей Уральского экономического региона на период перехода к рыночной экономике», в котором заявлено намерение сохранить единое экономическое пространство региона. А в июне 1991 года руководителями органов государственной власти Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей был подписан Учредительный договор о создании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня) председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин подписывает распоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР». В сентябре 1991 года на первом заседании ассоциации, проходившем в городе Екатеринбурге, к ней присоединились Башкирская ССР, Удмуртская республика и Тюменская область.
Одной из первых в России на Дальнем Востоке была создана Ассоциация экономического взаимодействия Дальнего Востока и Забайкалья. Она была создана осенью 1990 года, а затем реорганизована в 1994 году. В нее входят 13 субъектов Федерации, территория которых охватывает 40 % территории России.
В 1990 году состоялось подписание «Сибирского соглашения», участниками которого стали Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Омская, Томская области, а также республики Алтай, Тува и Хакасия.
Ассоциация «Центральная Россия» образована 15 декабря 1990 года, в нее вошли 11 областей (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Ярославская), а также город Москва. В 1993 году к ним присоединилась Калининградская область.
При ведущей роли Санкт-Петербурга была создана ассоциация «Северо-Запад». Ассоциация экономического взаимодействия регионов «Северо-Запад» действует с 1991 года, и включает в себя 12 регионов. Основные направления деятельности: разработка межрегиональных программ и проектов с привлечением иностранного капитала в области транспорта, дорожного строительства, энергетики, сельского хозяйства.
В 1991 году было утверждено распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина образование Ассоциации «Большая Волга». В нее вошли области и республики Поволжья.
В соответствии с Указом Президента РСФСР в октябре 1991 года была создана Ассоциация «Черноземье», в которую вошли Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Орловская области.
В марте 1992 года образована Ассоциация «Северный Кавказ», которая объединила все субъекты Северокавказского региона.
Таким образом, в период с осени 1990 года до весны 1992 года каждый субъект Федерации вошел в определенную региональную ассоциацию.
Нормативное сопровождение процесса объединения вначале происходило на подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. № 194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы», Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 г. № 636 «О регистрации уставов добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» и др.).
Дальнейшее усиление значимости ассоциаций экономического взаимодействия и рост их влияния на социально-экономические процессы регионов привели к необходимости законодательного оформления основ формирования и деятельности ассоциаций. Результатом явился Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».