Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Таким образом, централизация федеральной власти повлияла на развитие добровольных объединений субъектов Федерации, которые символизировали процессы децентрализации.
Региональное сотрудничество, имевшее стихийный характер в начале 90-х гг., в настоящее время приняло целенаправленный характер и в значительной степени предопределяется решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
ВОПРОС №22
«Методы выполнения функций управления».
ВОПРОС №23
«Методы и этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения».
Как и коммуникации, принятие решений представляет собой связующий процесс в региональном администрировании. Однако, в отличие от других связующих процессов, принятие решений выступает и как управленческая функция (то есть имеет двойственный характер). В этом своем качестве решения присутствуют в каждом элементе управленческой деятельности, поскольку всякий шаг требует сравнения альтернатив и выбора.
«Процесс принятия решений — центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов».
Содержание и виды решений
Решение — это конституированис выбора одного из вариантов. Не бывает безальтернативных решений. Выбор из одного варианта (вида работ, материалов, цены, кандидата на должность и т. п.) — это не решение. Несмотря на такую свою определенность, решение явно или подсознательно постоянно присутствует во всякой управленческой деятельности. Менеджер всегда нацелен на принятие решения, он должен все время выбирать. В этом — интеллектуальная сложность и эмоциональная изнурительность его труда.
В известной российскому читателю книге «Экономический образ мышления» профессор Сиэтлского университета (США) Пол Хейне обосновывает вывод о том, что люди постоянно соизмеряют и выбирают на основе экономических сравнений. Согласование интересов таких эко-номизированных объектов управления и выступает основной целью общественной координации. В предисловии к русскому изданию книги ученый пишет:
«При написании «Экономического образа мышления» моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже не знакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий».2
Действительно, в побудительных мотивах всегда при сутствуют какие-либо предпочтения или, что то же самое, превышение одного над другим (разность в количогтяс, кп-честве и т. д.).
В этом смысле деятельность менеджера любого уровня совпадает с обыденным состоянием людей. Однако, в отличие от них, для него это — работа (постоянная, трудная и ответственная).
В региональных и муниципальных органах решения принимаются и коллегиально, и индивидуально. В первом случае это делается по фундаментальным вопросам жизнедеятельности территорий (бюджет, инвестиционные программы, кредиты, распоряжение имуществом, утверждение на ключевые должности и т. п.). Второй случай имеет отношение к текущим вопросам территориальной экономики и ее надстроечных образований (культура, искусство, право, общественные институты и т. п.).
По своему содержанию принятие решений, как связующий процесс в управленческой деятельности, представляет собой сложную систему из следующих основных элементов:
• Планирование
(его главной задачей является выбор стратегии и тактики);
• Организация
(она заключается в выборе организационной структуры формирования, которому предстоит обеспечить достижение искомой цели);
• Мотивация
(выбор стимуляторов предполагаемой деятельности. Они могут быть как побуждающие, так и ограничивающие. Лучший стимулятор — это тот, который побуждает исполнителя захотеть сделать то, что предначертано планом);
• Контроль
(определение цели проверок, выбор форм и периодичности проверок, составление перечня проверяемых параметров и исполнителей).
Организационные решения —это решения, обусловленные должностными обязанностями менеджера. Их цель — обеспечить движение от исходного состояния к поставленным перед организацией целям. Такие решения бывают различных типов.