Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Федеральный закон определяет общие принципы организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в целях обеспечения правовых, экономических и организационных гарантий деятельности указанных ассоциаций, создания условий, способствующих социально - экономическому развитию субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
Таким образом, к настоящему времени ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации представляет собой некоммерческую организацию, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих принципов:
- строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учредительным договором и уставом ассоциации;
- скоординированность действий по разработке и реализации социально-экономических программ;
- гласность деятельности исполнительных органов ассоциации;
- объединение усилий членов ассоциации, направленных на проведение экономических преобразований, создание и внедрение современного механизма хозяйствования;
- содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства Российской Федерации. Основными целями и задачами ассоциации являются:
- обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально - экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
- подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;
- стабилизация экономического положения и социальная защита населения;
- совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
- достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;
- представление интересов членов ассоциации;
- обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
- участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;
- оптимальное размещение производительных сил;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
- содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;
- подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;
- подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
- подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;
- изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров;
- создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;
- подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.
С целью координации управления социально-экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации, а также развития межрегиональной интеграции были созданы федеральные округа (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»):
- Центральный федеральный округ;
- Северо-Западный федеральный округ;
- Южный федеральный округ;
- Приволжский федеральный округ;
- Уральский федеральный округ;
- Сибирский федеральный округ;
- Дальневосточный федеральный округ.
Образование федеральных округов и соответствующих им структур в исполнительных органах государственной власти привело к ослаблению роли ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. Например, ассоциация экономического взаимодействия «Черноземье» фактически утратила свое прежнее значение, тогда как «Большая Волга» действует и принимает решения, необходимые для развития регионов^ входящих в.ее состав.