Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Такой порядок приводит к тому, что Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства, получая множество заявок от регионов, не в силах их прогнозировать и обосновать выбор, поэтому отбор региональных программ происходит бессистемно.
Целесообразно поручить Минэкономразвития РФ наметить комплекс стратегических проблем регионального характера, подлежащих программной разработке с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны.
Подобный проект перечня стратегических проблем должен определяться среднесрочной программой развития страны и утверждаться в установленном порядке законодательной властью. Затем в рамках утвержденных стратегических проблем Минэкономразвития РФ должно формировать перечень
Федеральных региональных программ с определением сроков и источников финансирования.
Для решения региональных проблем, имеющих локальный характер, субъекты Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы, согласовывают их в Минэкономразвития РФ и Минфине РФ и предоставляют на утверждение в Правительстве РФ, которое принимает решения об участии федеральных органов в разработке программы.
— 2. Назначение государственного заказчика
В большинстве программ функции государственного заказчика возлагаются на Минэкономразвития РФ, либо соответствующее профилю программы отраслевое министерство.
На практике при реализации функций управления разработкой и реализацией региональных программ субъектам РФ передавался широкий круг полномочий государственного заказчика или куратора. Целесообразно разделить функции государственного заказчика, куратора программы, определить специальным нормативным актом их правовое положение.
— 3. Процедура разработки, рассмотрения и представления проектов программ
На практике региональные программы разрабатываются при участии субъектов федерации и часто за их счет либо на договорных началах, либо совместно с заинтересованными ведомствами и предприятиями. Нет четкого порядка рассмотрения, согласования программ, что недопустимо затягивает сроки их разработки и утверждения. Необходим нормативный документ, регламентирующий состав разработчиков региональных программ, процедуры согласования и утверждения.
— 4. Содержание региональных целевых программ Необходимо систематизировать разделы программы:
- аналитический, где выявляются кризисные точки, конкретные проблемы;
- общеэкономический, в котором определяются макроэкономические параметры;
- инвестиционный, регулирующий направления использования и источники инвестиций по конкретным проектам;
- организационный, где приводится механизм реализации программ (управления), ресурсы;
- координационный, содержащий данные о мероприятиях всех ФЦП, реализуемых на территории региона.
5. Финансирование разработки и реализации программ Необходимо определить источники финансирования, четко установить долевое участие федерального бюджета, региональных бюджетов, кредитов
и иных средств, а также решить вопрос о совместном формировании залоговых фондов, обеспечивающих финансовые гарантии инвесторам. **■ 6. Управление разработкой и реализацией программы
Можно предложить следующее распределение функций между государственным заказчиком и дирекцией программы.
Государственный заказчик согласовывает проект программы с Минэкономразвития РФ, отраслевым министерством, предоставляет проект программы совместно с Минэкономразвития РФ в Правительство, контролирует ход работ по реализации программы и целевое использование средств, представляет доклад о ходе работы в Правительство РФ.
Дирекция программы (директор региональной программы должен быть в ранге заместителя главы администрации) разрабатывает ежегодное обоснование на бюджетное финансирование, разрабатывает и выносит на утверждение экономические нормативы по обеспечению выполнения мероприятий программы, отбирает на конкретной основе исполнителей работ, поставщиков продукции, заключает договоры на исполнение работ и представляет государственному заказчику на утверждение договоры, финансируемые из федерального бюджета, контролирует целевое использование средств и предоставляет государственному заказчику отчет об исполнении программы.
Необходимо иметь нормативный акт, регламентирующий «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов РФ».
3.3.4. Информационное обеспечение процесса прогнозирования Информационное обеспечение процесса прогнозирования должно быть в первую очередь направлено на аналитическое и прогнозное обоснование региональной политики, содействовать развитию механизма регулирования территориального развития.