Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Этим, однако, не исчерпываются специальные государственные органы, предназначенные для реализации государственного воздействия на экономику регионов с помощью программно-целевых методов. Так, например, в отдельных странах существует практика создания в регионах специальных государственных пред- https://polonpol.ru кварц виниловыи ламинат. Кварц виниловый ламинат купить.
приятии, вкладывающих средства государственного бюджета, выделенные соответствующим регионам, в развитие инфраструктуры. Наиболее известный пример такого рода — программа поддержки юга Италии, где наблюдается отставание в социально-экономическом развитии. Программа предполагает широкий спектр мер, направленных на развитие промышленного производства в регионе, причем более половины средств выделены государством. Другой важный пример активного участия государства в региональном развитии — север Швеции (провинция Норланд). Программа развития провинции предполагает, что более трети предназначенных для нее средств будет получено из централизованных источников.
Перейдем к рассмотрению французского опыта экономического программирования. Основной подход здесь состоит в формировании и выполнении среднесрочных (сроком на 4—5 лет) программ экономического и социального развития. Эти программы представляются французским экономистам средством, позволяющим проводить политику поддержания структурного равновесия и развития. На программы возлагается также задача поддержания экономической политики государства в долговременном структурном аспекте.
Помимо среднесрочных программ экономического развития во Франции разрабатывались краткосрочные государственные программы, так называемые экономические бюджеты. Данные бюджеты не представляют собой погодовую детализацию среднесрочных программ, так как составляются отдельно от них. Однако следует отметить, что, являясь инструментом государственной экономической политики, бюджеты должны быть состыкованы со среднесрочными программами, по крайней мере в качественном аспекте. Таким образом, во Франции мы видим систему на первый взгляд подобную системе планирования в СССР — состоящую из годовых и пятилетних планов. Однако эта аналогия поверхностная — по существу эта система предполагает иное, более мягкое регулирование экономических процессов. Как среднесрочные программы (аналог пятилетних планов), так и экономические бюджеты (аналог годовых планов) не являются обязательными для выполнения не только для частных предпринимателей, но даже для государственных органов. Таким образом, программы по существу играют роль перспективных рекомендаций, их роль в процессе экономического регулирования определяется той мерой, в которой они учитываются при принятии конкретных решений.
Программы во французском государственном управлении представляют собой комплекс ориентиров, принципов, рекомендаций, но не план, не директивные указания экономическим агентам.
ВОПРОС 45
В СССР программно-целевой метод планирования стал активно развиваться в конце семидесятых годов. Первая целевая программа общегосударственного значения (создание Урало-Кузнецкого Комбината) была разработана и реализована еще в предвоенные годы, но широкое применение этого метода вошло в практику значительно позднее. Опыт программирования в СССР позволяет прийти к выводам: программно-целевой метод эффективен тогда, когда четко определена цель программ, есть определенный проектный задел и определен единый орган, распределяющий ресурсы между направлениями в программе.
В настоящее время с ликвидацией жесткого директивного планирования в общегосударственном и региональном масштабах, программы остались одним из наиболее действенных средств государственного регулирования.
Важнейшими задачами, поставленными на 2002 год и одобренными Правительством Российской Федерации, реализовать которые предусматривается посредством федеральных целевых программ, являются:
- Развитие инфраструктуры. Цель реализации: совершенствование условий воспроизводства экономической деятельности, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение эффективного функционирования производства и рынков, снижение трансакционных издержек. Обеспечение условий для улучшения интеграции России в мировую систему коммуникаций и стандартов.
- Новое поколение (образование, культура и охрана здоровья). Цель реализации: сохранение и развитие образовательного и культурного потенциала страны, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества; обеспечение высокого уровня общих и специальных знаний, формирование личности на принципах гуманизма и ориентации на общечеловеческие ценности; улучшение состояния здоровья населения.