Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

- невозможность решить имеющуюся проблему другими способами и необходимость участия федерального правительства, тогда как в основном многие проблемы регионального и отраслевого характера могут быть реше­ны без участия федерального центра;

- сумма расходов федерального бюджета на реализацию системы феде­ральных целевых программ должна быть увязана с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Данное соответствие необходи­мо определять с учетом прогнозируемых доходов бюджета на среднесроч­ную перспективу и требуемых этой программой объемов финансирования по остальным статьям расходов федерального бюджета. Программная часть

федерального бюджета не может быть значительной, так как основной функ­цией федерального бюджета является финансирование текущих расходов и обеспечение текущих потребностей государства. Вместе с тем, в последние годы было утверждено и внесено в бюджет достаточно много (в 2002 году - около 60) целевых программ, что ограничивало возможности их финансирования. Поэтому часть программ реализуется не полностью и с нарушением сроков.

Для гарантированного выполнения экономических программ необходи­мо в каждой их них разработать механизм привлечения средств, а также оце­нить срок окупаемости затрат с позиций конкурентоспособности продукции, намеченной к производству.

Кроме того следует заранее разработать процедуру корректировки меро­приятий, входящих в программу (на случай срыва мероприятий).

Действующее законодательство (Закон от 1995 г. «О прогнозировании») регламентирует разработку Федеральных и региональных целевых про­грамм.

Федеральные целевые программы (ФЦП) разрабатываются по инициа­тиве федеральных органов исполнительной власти с привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ.

Инициативные заявки регионов рассматриваются и обобщаются Феде­ральными министерствами - государственными заказчиками программ. Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из федерального бюджета утверждаются законом «О Федеральном бюджете». Организация выполнения мероприятий, утвержденных ФЦП, обеспечивается федераль­ным заказом, размещение которого происходит на конкурсной основе через механизм контрактных соглашений с исполнителями конкретных видов работ, услуг.

ФЦП социально-экономического развития регионов могут финансиро­ваться из нескольких источников: федерального, местного бюджетов, вне­бюджетных источников.

3.3.2. Опыт разработки и реализации региональных программ ^~- Впервые комплексные федеральные и региональные программы были приняты Правительством РФ в 1995 году (ФЦП социально-экономического развития Курильских островов и Республики Саха (Якутия). К 1997 году было утверждено около 30 ФЦП по развитию регионов. Среди них програм­мы развития Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, Северного Кавказа. В число регионов, к которым был применен программный метод обеспечения

развития, включены, главным образом, территории с особыми условиями хозяйствования (северные регионы), слабые в экономическом отношении (Бурятия, Адыгея, Калмыкия, Мордовия, республики Северного Кавказа), а также регионы остро нуждающиеся в реструктуризации экономики (Удмур­тия, Челябинская, Тульская области и др).

Кроме того требовали особого развития приграничные (новые) области (Калининградская, Псковская, Брянская и др).

Региональные программы составляют около 15 % ФЦП. Большая часть разработана по субъектам РФ, имеющим недостаточный экономический по­тенциал и низкую бюджетную обеспеченность.

Однако на практике, ввиду недостаточности бюджетных средств, участие федерального бюджета в программах было ограничено (в пределах 10 %).

При экспертизе региональных целевых программ основным критерием выступает доля федерального бюджета в финансировании мероприятий про­граммы (как правило, в пределах 5-8 %).

с Региональные программы, являясь по существу планом комплексного развития территорий, должны учитывать оценку мультипликативного эф­фекта развития региона через механизм воздействия экзогенных факторов.

Специфика региональных программ заключается также в возможности административного воздействия на мобилизацию местных источников для разработки и реализации мероприятий программ.

Региональные программы развития, являясь по существу новым до­кументом, регламентирующим развитие экономики территории в посткри­зисный период развития страны, в настоящее время не имеют правового статуса. В федеральных законах и нормативных актах перечисляются типы целевых программ, инструментарий, но методы их разработки и управления ориентируются на инвестиционные производственные программы.

Перейти на страницу: 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.