Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
- невозможность решить имеющуюся проблему другими способами и необходимость участия федерального правительства, тогда как в основном многие проблемы регионального и отраслевого характера могут быть решены без участия федерального центра;
- сумма расходов федерального бюджета на реализацию системы федеральных целевых программ должна быть увязана с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Данное соответствие необходимо определять с учетом прогнозируемых доходов бюджета на среднесрочную перспективу и требуемых этой программой объемов финансирования по остальным статьям расходов федерального бюджета. Программная часть
федерального бюджета не может быть значительной, так как основной функцией федерального бюджета является финансирование текущих расходов и обеспечение текущих потребностей государства. Вместе с тем, в последние годы было утверждено и внесено в бюджет достаточно много (в 2002 году - около 60) целевых программ, что ограничивало возможности их финансирования. Поэтому часть программ реализуется не полностью и с нарушением сроков.
Для гарантированного выполнения экономических программ необходимо в каждой их них разработать механизм привлечения средств, а также оценить срок окупаемости затрат с позиций конкурентоспособности продукции, намеченной к производству.
Кроме того следует заранее разработать процедуру корректировки мероприятий, входящих в программу (на случай срыва мероприятий).
Действующее законодательство (Закон от 1995 г. «О прогнозировании») регламентирует разработку Федеральных и региональных целевых программ.
Федеральные целевые программы (ФЦП) разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ.
Инициативные заявки регионов рассматриваются и обобщаются Федеральными министерствами - государственными заказчиками программ. Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из федерального бюджета утверждаются законом «О Федеральном бюджете». Организация выполнения мероприятий, утвержденных ФЦП, обеспечивается федеральным заказом, размещение которого происходит на конкурсной основе через механизм контрактных соглашений с исполнителями конкретных видов работ, услуг.
ФЦП социально-экономического развития регионов могут финансироваться из нескольких источников: федерального, местного бюджетов, внебюджетных источников.
3.3.2. Опыт разработки и реализации региональных программ ^~- Впервые комплексные федеральные и региональные программы были приняты Правительством РФ в 1995 году (ФЦП социально-экономического развития Курильских островов и Республики Саха (Якутия). К 1997 году было утверждено около 30 ФЦП по развитию регионов. Среди них программы развития Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, Северного Кавказа. В число регионов, к которым был применен программный метод обеспечения
развития, включены, главным образом, территории с особыми условиями хозяйствования (северные регионы), слабые в экономическом отношении (Бурятия, Адыгея, Калмыкия, Мордовия, республики Северного Кавказа), а также регионы остро нуждающиеся в реструктуризации экономики (Удмуртия, Челябинская, Тульская области и др).
Кроме того требовали особого развития приграничные (новые) области (Калининградская, Псковская, Брянская и др).
Региональные программы составляют около 15 % ФЦП. Большая часть разработана по субъектам РФ, имеющим недостаточный экономический потенциал и низкую бюджетную обеспеченность.
Однако на практике, ввиду недостаточности бюджетных средств, участие федерального бюджета в программах было ограничено (в пределах 10 %).
При экспертизе региональных целевых программ основным критерием выступает доля федерального бюджета в финансировании мероприятий программы (как правило, в пределах 5-8 %).
с Региональные программы, являясь по существу планом комплексного развития территорий, должны учитывать оценку мультипликативного эффекта развития региона через механизм воздействия экзогенных факторов.
Специфика региональных программ заключается также в возможности административного воздействия на мобилизацию местных источников для разработки и реализации мероприятий программ.
Региональные программы развития, являясь по существу новым документом, регламентирующим развитие экономики территории в посткризисный период развития страны, в настоящее время не имеют правового статуса. В федеральных законах и нормативных актах перечисляются типы целевых программ, инструментарий, но методы их разработки и управления ориентируются на инвестиционные производственные программы.