Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Основной задачей формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схемой развития производительных сил, с получением дополнительного экономического эффекта за счет:
• рационального подбора предприятий в состав ТПК;
• оптимальных уровней производства на специализированных предприятиях;
• пропорциональности между отраслями специализации и дополняющими производствами, между производством и инфраструктурой, производством и транспортом;
• рационального использования всех видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на территории ТПК строящихся предприятий;
• асинхронного ввода в действие взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа ТПК:
1) районные, на базе которых формируются экономические районы страны;
2) внутрирайонные (в пределах экономических районов);
3) локальные (промышленные, агропромышленные) в городах и сельской местности.
В СССР были приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибирского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строительства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ТПК.
Еще одной формой организации производства на территории является промышленный узел. Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуникациями (общеузловые объекты)1. В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые и реконструируемые предприятия независимо от формы собственности и подчиненности. Для каждого промышленного узла составляется схема генерального плана, в которой определяются головной застройщик общеузловых объектов и их генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабжения электроэнергией, теплом, газом и т.д.
На территории промышленного узла отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших расстояниях друг от друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других требований и норм. Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входящими в узел на долевых началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение водой, паром и т.д.).
При размещении предприятий в промышленном узле экономия земельной площади составляет 9—10%, капитальных вложений — около 3%.
ВОПРОС 98
Многими авторами и официальными органами в качестве основы экономического районирования обычно выбирается административно-территориальное устройство'.
Тем не менее, происшедшие в последние десятилетия экономико-интеграционные процессы в глобальном и внутригосударственном масштабах сформировали ряд новых типов территориально-хозяйственных образований, которые не вписываются в модульные административно-территориальные границы. Это такие супермакрорегионы, как страны ЕЭС, АСЕАН, ОПЕК и др., а также в России экономические районы (экономические регионы), экономические ассоциации краев, областей и республик (Сибирское Соглашение, Ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, Ассоциация городов Юга России и др.). Это позволяет рассматривать в качестве основы современного экономического районирования не административное, а экономическое деление по границам определенных хозяйственных целостностей макро- и микроуровня.
При таком подходе основой территориально-экономического районирования становится хозяйственная, а не политико-административная целостность территории.
Тем не менее, существующее административное деление Российской Федерации составляет организационную основу для различных территориальных управленческих формирований.
Это обусловлено тем, что без территориальных властей невозможно решать экономические задачи на подпадающих под их ведение территориях. В то же время, по мере усиления роли экономических институтов в координации хозяйства территорий административные рычаги должны ослабевать, переходя от конкретно-распорядительных к рамочным (проблемным) формам регионального менеджмента.
В настоящее время Российская Федерация представлена:
— 21 республикой (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия — Хальмг Тангч,, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чу-вашская);
— 1 автономной областью (Еврейская);