Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование, стимулирование. Степень реализации этих функций в региональном управлении различна и определяется их генезисом.
Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень жизнедеятельности человека, эта функция реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона обоснования основных направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в условиях переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, встраиваться в межрегиональные экономические связи и рыночные отношения.
Функция регулирования в региональном управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться. Это происходит потому, что объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена к контролю за соблюдением договорных обязательств.
В условиях перехода экономики на новые условия хозяйствования особое место в региональном управлении отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном управлении методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к различным формам и видам собственности: федеральной, региональной, муниципальной, коллективной и т. п.
Методы непосредственного воздействия регионального управления правомерны по отношению к объектам региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия и прежде всего стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.
Основная сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Например, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства для строительства какого-либо объекта общерегионального значения. Но в то же время она может заключить договор с этим предприятием, в соответствии с которым последнее обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст предприятию определенные стимулирующие условия хозяйствования - освободит от налога на прибыль (в части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т. п.).
ВОПРОС 78
Потенциал современных инноваций огромен. Это отмечают как российские, так и зарубежные специалисты. Постепенно инновации все более становятся основополагающими факторами экономического роста. Такая возрастающая преобразующая роль связана с их особым системным состоянием, с новыми достижениями взаимосвязанной совокупности наук на современном этапе НТР, которую некоторые западные ученые назвали революцией в технологии, экономике и социальной сфере.
Инновационный менеджмент соответствует общему менеджменту, имеет специфичность, которая обусловлена особенностями совокупного труда, используемого при обеспечении инновационных и инвестиционных процессов, особыми результатами и использовании в тактическом и стратегическом развитии хозяйственных систем. В реальности это проявляется в характерной организаторской и управ-ленчрской деятельности менеджеров инновационного развития фирм, особых формах и методах взаимодействия на объект влияния.