Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Инновационный менеджмент представляет собой целостную совокупность видов деятельности, разновидностей работы. Эта целостность предопределяется системным воспроизводственным характером инновационных процессов, встроенностыо в системную экономическую действительность.
При активной национальной научно-технической политике значение и возможность внешней части менеджмента существенно возрастает, поэтому инновационный менеджмент как совокупность методов, принципов и основных структур управления рынком новаций и рынков инноваций приобретает особое значение в российской экономике ориентированной на инновационный тип развития как важнейший элемент экономического роста.
Решение проблемы инновационного менеджмента невозможно без концептуального, системного методологического подхода, т.е. без рассмотрения особенностей инновации и инновационных процессов в условиях смешанной экономики, без учета исходных условий их проявления и анализа факторов, обеспечивающих успех их возникновения и применения в производстве.
В данной работе ставится задача раскрыть содержание инновационного менеджмента как область знания в управлении, дать комплексный анализ методологических аспектов системы инновационного менеджмента. Раскрывается механизм использования элементов маркетинга в инновационном менеджменте. Системно излагается процесс формирования и условия реализации инновационно-маркетинговых стратегий. Цель - дать инструмент управления рынком новаций, инноваций и рынком инвестиций в современных условиях.
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс" "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомимся с различными взглядами на ее сущность.
В литературе насчитывается множество определений. Например; по признаку содержания или внутренней структуры вываляют инновации технически, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются таки признаки, как масштаб инноваций глобальные и локальные параметры жизненного цикла выделение и анализ всех стадий и под стадий, закономерности процесса внедрения и т. п.
Зарубежные ученые (Н. Мончев, В.Д. Хардман, Э. Мен-сфилд, Р. Фостер и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к создание лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, ели инновация ориентирована на экономическую выгоду прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамиза-
ции экономического развития.
Анализ различных определений инновации приводит
к выводу что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый - И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства купля - продажа;
2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
3. Использование нового сырья;
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее в 30-е годы, он ввел понятие инноваций; трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и