Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Инновационный менеджмент представляет собой целост­ную совокупность видов деятельности, разновидностей рабо­ты. Эта целостность предопределяется системным воспроиз­водственным характером инновационных процессов, встроенностыо в системную экономическую действительность.

При активной национальной научно-технической по­литике значение и возможность внешней части менедж­мента существенно возрастает, поэтому инновационный менеджмент как совокупность методов, принципов и ос­новных структур управления рынком новаций и рынков инноваций приобретает особое значение в российской эко­номике ориентированной на инновационный тип разви­тия как важнейший элемент экономического роста.

Решение проблемы инновационного менеджмента не­возможно без концептуального, системного методологи­ческого подхода, т.е. без рассмотрения особенностей ин­новации и инновационных процессов в условиях смешанной экономики, без учета исходных условий их проявления и анализа факторов, обеспечивающих успех их возникновения и применения в производстве.

В данной работе ставится задача раскрыть содержа­ние инновационного менеджмента как область знания в управлении, дать комплексный анализ методологических аспектов системы инновационного менеджмента. Раскры­вается механизм использования элементов маркетинга в инновационном менеджменте. Системно излагается про­цесс формирования и условия реализации инновацион­но-маркетинговых стратегий. Цель - дать инструмент уп­равления рынком новаций, инноваций и рынком инвестиций в современных условиях.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального науч­но-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововве­дений в нашей стране на протяжении многих лет разраба­тывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновацион­ная деятельность", "инновационный процесс" "инноваци­онное решение" и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитывается множество определений. Например; по признаку содержания или внутренней струк­туры вываляют инновации технически, экономические, орга­низационные, управленческие и др. Выделяются таки при­знаки, как масштаб инноваций глобальные и локальные параметры жизненного цикла выделение и анализ всех ста­дий и под стадий, закономерности процесса внедрения и т. п.

Зарубежные ученые (Н. Мончев, В.Д. Хардман, Э. Мен-сфилд, Р. Фостер и др.) трактуют это понятие в зависи­мости от объекта и предмета своего исследования. На­пример, Б. Твисс определяет инновацию как процесс в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это сово­купность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практичес­кое использование идей и изобретений приводит к создание лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в слу­чае, ели инновация ориентирована на экономическую выго­ду прибыль, ее появление на рынке может принести добавоч­ный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамиза-

ции экономического развития.

Анализ различных определений инновации приводит

к выводу что специфическое содержание инновации состав­ляют изменения, а главной функцией инновационной де­ятельности является функция изменения. Австрийский уче­ный - И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники новых технологичес­ких процессов или нового рыночного обеспечения произ­водства купля - продажа;

2. Внедрение продукции с новыми свойствами;

3. Использование нового сырья;

4. Изменения в организации производства и его мате­риально-технического обеспечения;

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее в 30-е годы, он ввел понятие иннова­ций; трактуя его как изменение с целью внедрения и ис­пользования новых видов потребительских товаров, но­вых производственных и транспортных средств, рынков и

Перейти на страницу: 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.