Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

— 10 автономными округами (Коми-Пермяцкий, Коряк­ский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агин­ский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Ман­сийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий);

— 6 краями (Алтайский, Краснодарский, Краснояр­ский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский);

— 49 областями.

Такая неоднородная административно-территориальная структура осложняет решение задач равномерного эконо­мического районирования. Однако объективные потреб­ности экономического роста и повышения качества жизни предполагают необходимость интернационализации хозяй­ства на путях интенсификации общественного воспроиз­водства.

Все это повышает значение экономического (а не на­ционального) районирования как основы территориально­го управления народным хозяйством Российской Федера­ции. При этом все более развиваются тенденции к интег­рации регионов (республик, краев, областей) в более круп­ные устойчивые хозяйственные образования, первой сту­пенью которых могут выступать сложившиеся экономи­ческие районы (экономические регионы).

Как отмечено в главе I (п. 1.3), в современных границах Российской Федерации выделяются 11 экономических рай­онов и особый район — Калининградская область (как от­дельная территория, окруженная другими государствами).

«Современный экономический район — это целост­ная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, проч­ные внутренние экономические связи . Образование эко­номических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда»'.

Первой попыткой экономического районирования в на­шей стране можно считать работы П. П. Семенова — Тян-Шанского, который в середине XIX века выделил в евро­пейской части России 14 так называемых естественных областей, в основу чего брались как природные, так и эко­номические условия.

В последующие годы предпринимались попытки увели­чения или уменьшения числа «естественных» районов, однако в их основе все же оставалась система экономи­ческого районирования П. П. Семенова — Тян-Шанского.

Первым опытом советского экономического райони­рования был план ГОЭЛРО, в котором выделялось 8 рай­онов (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский).

В последующем сетка экономического районирования СССР неоднократно менялась, она состояла:

— в 1921 году — из 21 экономического района;

— в 1940 году—из 13;

— в 1963 году — из 18, в том числе на территории РСФСР — из 10;

— в 1982 году — из 19, в том числе на территории РСФСР — из 11 экономических районов.

Последняя сетка экономического районирования оста­лась и в выделившейся в 1991 году Российской Федерации.

Известны 3 основных принципа районирования:

1) административный, • 2) национальный,

3) экономический.

Первый принцип (административный) предусматрива­ет деление хозяйства страны по границам административ­ных образований независимо от экономического простран­ства (это принцип подчинительства. Он стар, как мир.) Согласно этому принципу экономика страны должна пред­ставлять собой интеграцию хозяйственных комплексов административных территорий (в нашем случае — респуб­лик, краев и областей — тех, которые мы договорились обобщенно именовать регионами).

Второй принцип (национальный) основывается на на­циональных анклавах и предполагает деление территорий по их границам. Практика показывает, что придание этому принципу главенства приводит к национально-экономичес­кой автономизации территорий, их обособлению и разви­тию дезинтеграционных процессов. В нашем многонацио­нальном государстве придание в таксономическом деле­нии первенства национальному принципу привело к фор­мированию автономизированных вновь созданных (кое-где искусственно) союзных республик и последующему их выходу из СССР. В постсоветское время подобные дезин-теграционные процессы наблюдаются в некоторых респуб­ликах Российской Федерации (Чеченская, Калмыцкая и др. республики).

В то же время игнорирование в таксономическом деле­нии национального принципа, разделение сложившихся народностей губернскими и иными границами (это имело место в дореволюционной России; имеются и современ­ные примеры в Российской Федерации, Югославии и не­которых других государствах) формирует культурно-наци­ональную базу для тлеющих внутригосударственных кон­фликтов.

Это обусловливает необходимость скрупулезного уче­та национального факюра в экономическом районирова­нии. Однако такой учет должен проявляться в развитии главным образом национально-культурной, а не националь­но-экономической автономии. Что касается экономичес­кого фактора, то его учет должен проявляться не в обособ­лении, а в интернационализации производства, капитала, экономики страны. По нашему мнению, одной из форм неразрушения культурно-национальных автономий могло бы стать укрупненное экономическое районирование и централизованное управление хозяйством страны через создаваемые управленческие структуры экономических районов (экономических регионов). Конституирование та­ких территориально-экономических образований, прида­ние им наряду с экономическими также административно-управленческих функций явилось бы основой для принци­пиально новой, экономически однородной региональной структуры Российской Федерации.

Перейти на страницу: 115 116 117 118 119 120 121 122

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.