Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Эти задачи обязательно должны быть решены на основании региональной политики, учитывающей специфику конкретного региона и особенности современного этапа проведения экономических реформ.
3.1.2. Классификация региональных прогнозов
Развитие региональной экономики опирается на разработку региональной политики, которая основывается на социально-экономическом прогнозировании.
Существует система региональных социально-экономических прогнозов, которые условно можно классифицировать по нескольким признакам:
- по субъектам прогнозирования (кто составляет);
- по объектам прогнозирования (сфера прогнозирования);
- по срокам прогнозирования;
- по видам прогнозов;
- по цели прогнозирования;
- по методам прогнозирования;
- по процедуре прогнозирования.
На рис. 3.1 представлена классификация региональных прогнозов.
В плановой экономике СССР существовала система территориальных и региональных планов. С середины 60-х гг. основными признанными документами были генеральная схема развития и размещения производительных сил, Генеральная схема систем расселения. К концу 70-х гг. появилась Комплексная программа научно-технического прогресса. В 80-х гг. разрабатывались основные направления экономического и социального развития СССР, республик,регионов.
Система прогнозов и планов имела определенные позитивные качества:
создавались условия для увязки макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов развития, расчеты опирались на научно-технические, естественно-климатические, социальные факторы.
В России ситуация в сфере управления изменилась в связи с переходом на рыночную модель хозяйствования. Было ликвидировано детальное директивное планирование, в значительной мере утрачены контрольные функции при социально - экономическом прогнозировании. Сохранена (разработана и утверждена) генеральная схема расселения в России.
Однако отраслевые прогнозы утратили свою действенность, т. к. некоторые отраслевые министерства ликвидированы, другие же лишены возможности воздействовать на производство. Минэкономразвития РФ не управляет реальным сектором экономики; ликвидирована, собственно, основа прогнозирования, отсутствует отраслевая ответственность за выполнение намеченных прогнозом параметров и показателей. По-существу прежняя система прогнозирования и планирования разрушена.
Усилия федеральных и региональных органов власти по прогнозированию направлены, главным образом, на попытку регулировать процессы развития в ближайшей перспективе.
3.1.3. Законодательная база прогнозирования
Прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 115 от 20.07.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ, а также порядок разработки прогнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам.
В Законе определено, что прогнозы должны разрабатываться в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и др. факторов. Особо указывается на взаимосвязь долгосрочного прогноза, концепции социально-экономического развития, а также среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития региона. На рис. 3.2. показана взаимосвязь прогнозов и программ социально-экономического развития.
В настоящее время подготовлен проект нового Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации», согласно которому в систему прогнозирования вводится понятие индикативного плана.
Индикативный план социально-экономического развития - система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного; территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год.
В проекте закона усиливается роль прогнозирования государственного сектора экономики и уделяется внимание мониторингу за исполнением индикативных планов, четко трактуется роль субъектов Федерации в прогнозировании социально-экономического развития.
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ создал правовую базу для разработки и реализации стратегии экономического и социального развития страны. При этом в Законе определяются нормативы формирования системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и перечней федеральных целевых программ.