Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Эти задачи обязательно должны быть решены на основании региональ­ной политики, учитывающей специфику конкретного региона и особенно­сти современного этапа проведения экономических реформ.

3.1.2. Классификация региональных прогнозов

Развитие региональной экономики опирается на разработку региональ­ной политики, которая основывается на социально-экономическом прогно­зировании.

Существует система региональных социально-экономических прогно­зов, которые условно можно классифицировать по нескольким признакам:

- по субъектам прогнозирования (кто составляет);

- по объектам прогнозирования (сфера прогнозирования);

- по срокам прогнозирования;

- по видам прогнозов;

- по цели прогнозирования;

- по методам прогнозирования;

- по процедуре прогнозирования.

На рис. 3.1 представлена классификация региональных прогнозов.

В плановой экономике СССР существовала система территориальных и региональных планов. С середины 60-х гг. основными признанными доку­ментами были генеральная схема развития и размещения производительных сил, Генеральная схема систем расселения. К концу 70-х гг. появилась Ком­плексная программа научно-технического прогресса. В 80-х гг. разрабатыва­лись основные направления экономического и социального развития СССР, республик,регионов.

Система прогнозов и планов имела определенные позитивные качества:

создавались условия для увязки макроэкономического, отраслевого, терри­ториального аспектов развития, расчеты опирались на научно-технические, естественно-климатические, социальные факторы.

В России ситуация в сфере управления изменилась в связи с переходом на рыночную модель хозяйствования. Было ликвидировано детальное дирек­тивное планирование, в значительной мере утрачены контрольные функции при социально - экономическом прогнозировании. Сохранена (разработана и утверждена) генеральная схема расселения в России.

Однако отраслевые прогнозы утратили свою действенность, т. к. некото­рые отраслевые министерства ликвидированы, другие же лишены возмож­ности воздействовать на производство. Минэкономразвития РФ не управ­ляет реальным сектором экономики; ликвидирована, собственно, основа прогнозирования, отсутствует отраслевая ответственность за выполнение намеченных прогнозом параметров и показателей. По-существу прежняя система прогнозирования и планирования разрушена.

Усилия федеральных и региональных органов власти по прогнозирова­нию направлены, главным образом, на попытку регулировать процессы раз­вития в ближайшей перспективе.

3.1.3. Законодательная база прогнозирования

Прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 115 от 20.07.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-эконо­мического развития Российской Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных прогнозов социально-эко­номического развития России и программ, а также порядок разработки про­гнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам.

В Законе определено, что прогнозы должны разрабатываться в несколь­ких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и др. факторов. Особо указы­вается на взаимосвязь долгосрочного прогноза, концепции социально-эко­номического развития, а также среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития региона. На рис. 3.2. показана взаимо­связь прогнозов и программ социально-экономического развития.

В настоящее время подготовлен проект нового Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и програм­мах социально - экономического развития Российской Федерации», согласно которому в систему прогнозирования вводится понятие индикативного плана.

Индикативный план социально-экономического развития - система по­казателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного; территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год.

В проекте закона усиливается роль прогнозирования государственного сектора экономики и уделяется внимание мониторингу за исполнением ин­дикативных планов, четко трактуется роль субъектов Федерации в прогнози­ровании социально-экономического развития.

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ создал правовую базу для разработки и реализации страте­гии экономического и социального развития страны. При этом в Законе опре­деляются нормативы формирования системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции на долгосрочную перспективу и про­граммы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и перечней федеральных целевых программ.

Перейти на страницу: 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.