Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

3.2.3. Понятие индикативных планов. Индикативные планы как инстру­мент регулирования развития региона

Сущность индикативного плана заключается в целенаправленном рас­пределении региональных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и др.) между различными видами экономической деятельности.

Индикативные планы выполняют следующие функции:

- обеспечивают пропорции в развитии воспроизводства; распределении ресурсов между разными отраслями, территориями, видами деятельности, стадиями воспроизводства, распределении и перераспределении произве­денного продукта и полученного дохода;

- концентрируют ресурсы для структурных сдвигов, освоения иннова­ций, развития инфраструктуры, на стратегическое планирование и др.;

- аккумулирует часть доходов территорий для финансирования опре­деленных экономических, социальных, экологических, оборонных и др. проектов.

В последние годы в развитых рыночных странах государство все чаще вмешивается в процесс распределения и перераспределения ВВП.

История создания индикативных планов в России восходит к плану ГОЭЛРО. Тогда задача электрификации страны была определена главной, а для ее достижения были использованы жесткие государственные механизмы регулирования и контроля.

В последствии централизованное директивное планирование вытеснило индикативное.

Признавая определенные преимущества директивного планирования в критических ситуациях (война, восстановительный период), когда необ­ходимо жестко контролировать использование ресурсов на важнейших на­правлениях, необходимо констатировать, что в условиях рыночного развития директивные планы лишают регионы и предприятия возможности выраба­тывать собственную политику развития, более адекватно приспосабливаясь к изменившимся условиям конъюнктуры рынка.

В сравнении с директивным, индикативное планирование имеет следу­ющие преимущества:

- исходит из самостоятельности регионов в выборе и осуществлении собственной стратегии и тактики, обеспечении ресурсами, а также их ответ­ственности за принятые решения;

- дает возможность самостоятельно определять стратегические задачи и обеспечивать их решение имеющимися ресурсами, воздействовать на субъ­екты хозяйствования посредством законодательного регулирования;

- государство концентрирует ресурсы на развитие вторичного сектора (социоструктура, экология, оборона и др.);

- показатели плана носят ориентировочный характер, не загромождены излишней детализацией (кроме бюджета).

На рис. 3.5 показана система индикативных планов в регионе.

Источниками финансирования региональных индикативных планов является собственные доходы территорий и поступления из федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования.

Региональные планы в настоящее время носят текущий, локальный характер. В связи с этим предстоит значительно повысить роль государ­ственного индикативного планирования, принять новый федеральный закон по прогнозированию, индикативному планированию и программированию, повысить роль экономических служб регионов как головных прогнозно-пла­новых центров, что будет способствовать усилению регулирующей функции государства.

3.2.4. Организационный аспект прогнозирования

Ученые и специалисты отмечают, что долгосрочные, среднесрочные, -краткосрочные прогнозы субъектов РФ должны быть увязаны в единый ком­плекс с прогнозами по стране.

Такая взаимосвязь должна обеспечиваться:

- преемственностью долгосрочной стратегии, среднесрочных программ и прогнозов и текущих (краткосрочных) прогнозов по стране в целом и по отдельно взятой территории;

- существованием единой методологии сбора, обработки статистиче­ской информации, а также методических рекомендаций по разработке про­гнозных показателей;

- разработкой прогнозных показателей по единым сценарным условиям, единой системе индикаторов и дефляторов;

- разработкой прогнозных показателей в единые сроки. В идеальном случае необходимо наличие методических рекомендаций по всем территориальным аспектам прогнозирования:

- по разработке территориальных разделов прогнозов социально-эконо­мического развития РФ;

- по разработке региональных аспектов отраслевых прогнозов;

- по созданию комплексного прогноза социально-экономического раз­вития региона;

- по разработке региональных целевых программ.

В настоящее время в субъектах Федерации в основном разрабатываются краткосрочные (текущие) прогнозы. На рис. 3.6 показан современный поря­док разработки прогнозов.

Перейти на страницу: 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.