Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
3.2.3. Понятие индикативных планов. Индикативные планы как инструмент регулирования развития региона
Сущность индикативного плана заключается в целенаправленном распределении региональных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и др.) между различными видами экономической деятельности.
Индикативные планы выполняют следующие функции:
- обеспечивают пропорции в развитии воспроизводства; распределении ресурсов между разными отраслями, территориями, видами деятельности, стадиями воспроизводства, распределении и перераспределении произведенного продукта и полученного дохода;
- концентрируют ресурсы для структурных сдвигов, освоения инноваций, развития инфраструктуры, на стратегическое планирование и др.;
- аккумулирует часть доходов территорий для финансирования определенных экономических, социальных, экологических, оборонных и др. проектов.
В последние годы в развитых рыночных странах государство все чаще вмешивается в процесс распределения и перераспределения ВВП.
История создания индикативных планов в России восходит к плану ГОЭЛРО. Тогда задача электрификации страны была определена главной, а для ее достижения были использованы жесткие государственные механизмы регулирования и контроля.
В последствии централизованное директивное планирование вытеснило индикативное.
Признавая определенные преимущества директивного планирования в критических ситуациях (война, восстановительный период), когда необходимо жестко контролировать использование ресурсов на важнейших направлениях, необходимо констатировать, что в условиях рыночного развития директивные планы лишают регионы и предприятия возможности вырабатывать собственную политику развития, более адекватно приспосабливаясь к изменившимся условиям конъюнктуры рынка.
В сравнении с директивным, индикативное планирование имеет следующие преимущества:
- исходит из самостоятельности регионов в выборе и осуществлении собственной стратегии и тактики, обеспечении ресурсами, а также их ответственности за принятые решения;
- дает возможность самостоятельно определять стратегические задачи и обеспечивать их решение имеющимися ресурсами, воздействовать на субъекты хозяйствования посредством законодательного регулирования;
- государство концентрирует ресурсы на развитие вторичного сектора (социоструктура, экология, оборона и др.);
- показатели плана носят ориентировочный характер, не загромождены излишней детализацией (кроме бюджета).
На рис. 3.5 показана система индикативных планов в регионе.
Источниками финансирования региональных индикативных планов является собственные доходы территорий и поступления из федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования.
Региональные планы в настоящее время носят текущий, локальный характер. В связи с этим предстоит значительно повысить роль государственного индикативного планирования, принять новый федеральный закон по прогнозированию, индикативному планированию и программированию, повысить роль экономических служб регионов как головных прогнозно-плановых центров, что будет способствовать усилению регулирующей функции государства.
3.2.4. Организационный аспект прогнозирования
Ученые и специалисты отмечают, что долгосрочные, среднесрочные, -краткосрочные прогнозы субъектов РФ должны быть увязаны в единый комплекс с прогнозами по стране.
Такая взаимосвязь должна обеспечиваться:
- преемственностью долгосрочной стратегии, среднесрочных программ и прогнозов и текущих (краткосрочных) прогнозов по стране в целом и по отдельно взятой территории;
- существованием единой методологии сбора, обработки статистической информации, а также методических рекомендаций по разработке прогнозных показателей;
- разработкой прогнозных показателей по единым сценарным условиям, единой системе индикаторов и дефляторов;
- разработкой прогнозных показателей в единые сроки. В идеальном случае необходимо наличие методических рекомендаций по всем территориальным аспектам прогнозирования:
- по разработке территориальных разделов прогнозов социально-экономического развития РФ;
- по разработке региональных аспектов отраслевых прогнозов;
- по созданию комплексного прогноза социально-экономического развития региона;
- по разработке региональных целевых программ.
В настоящее время в субъектах Федерации в основном разрабатываются краткосрочные (текущие) прогнозы. На рис. 3.6 показан современный порядок разработки прогнозов.