Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Наряду с торгово-промышленными палатами, в регионах действуют многочисленные представительства различных просветительских, образовательных, инвестиционных, страховых и др. фондов. Такие формирования выступают дополнительным связующим звеном в деятельности на территории хозяйствующих субъектов, занимая свободные в этой сфере потребительские ниши.
1.1.3. Общественные институты
Региональное и муниципальное управление территорией в большей мере, нежели управление фирмами, обусловлено общественными институтами. Это объясняется тем, что органы территориального управления, как правило, избираются населением и соответственно обязаны выполнять его желания и стремления. Поэтому реализация общественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом регионального менеджмента.
Общество влияет на региональную (или муниципальную) организацию, выступающую в роли координатора той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в основном косвенным образом. В отличие от производственно-коммерческих фирм, в деятельности территориальных организаций существует более высокий уровень социальной ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках законодательства может быть принята населением соответствующей территории (например, размещение вредных производств, хранилищ химреактивов и углеводородов, строительстве водоемов, распахивание выпасов, закрытие нерентабельных муниципальных предприятий, библиотек, клубов и др.).
При сравнении альтернатив (выборе между голосами избирателей и прибылями для региональных предприятий) региональные органы, как правило, отдают предпочтение первым. В противном случае их офисы заполнят другие персоны.
В этом ракурсе координаторская задача региональных органов сводится к наиболее полному учету (пониманию) общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому их выражению в конкретных управленческих действиях.
Ответственность региональной (и муниципальной) организации может быть социальной и юридической.
Под социальной ответственностью организации понимается определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустройство, культобслуживание и т. к.). В отличие от частных фирм, социальная ответственность имеет вполне материализованные (то есть конкретные) последствия для оргсиш-заций региональных (и муниципальных) органов власти и управления. Поэтому такой фактор находится в числе перворазрядных после соблюдения законодательства.
Под юридической ответственностью организации понимается следование конкретным законам и нормам государственного и муниципального ре1улирования, определяющим то, что может делать организация, а что не должна и не имеет права делать.
Действия организации в области социальной ответственности являются мерами стратегического порядка и, как правило, приносят эффект длительного действия.
Для поддержания равновесного состояния общественных отношений на соответствующей территории, а также внутри коллектива региональной организащш последняя вырабатывает и поддерживает определенную систему этических норм. Часть из них носит универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть — специфична для конкретных территорий и организаций.
Этические нормы описывают систему общих ценностей и правил этики, приемлемых для конкретной территории или организации. Обычно они не имеют верхних границ. Причем, как правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.
Неэтичным в менеджменте территориальной (региональной, муниципальной) организации считается:
— брать и давать взятки;
— допускать картельные соглашения;
— не применять мер по санитарной защите персонала и населения;
— платить персоналу выше возможного;
— недоплачивать населению компенсацию за размещение вредоносных производств, хранилищ и т. п.;
— допускать поставки на рынок недоброкачественных товаров;
— вовлекать персонал и население в противоборство с вышестоящими органами;
— распространять сведения, порочащие конкурентов или партнеров;
— отказываться от благотворительности. Для поддержания этических норм территориальные организации создают специальные комитеты но этике (г. законодательном собрании, думе). В крупных региональных и муниципальных организациях действуют специальные внутренние общественные формирования по этике. Это имеет целью поддержание определенного нравственного фона в коллективе и соответственно — имиджа организации.