Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
— общее собрание акционеров (или пайщиков);
— наблюдательный совет (то есть совет директоров);
— правление (или генеральный директор). Тем не менее, в ряде стран существует и двухзвенная система управления такими обществами, то есть без наблюдательного совета (совета директоров). Российское законодательство допускает, наряду с трехзвенной, также двухзвенную систему управления в АО и 000.
Наличие в крупных фирмах (АО и 000) коллегиального органа управления в лице совета директоров (наблюдательного совета) обеспечивает стабильность в управленческой деятельности, исключает возможность нелогичных волевых единоличных решений по узловым вопросам хозяйственной деятельности. При такой структуре даже наличие единоличного управленческого органа в лице генерального директора (при отсутствии правления) компенсируется контрольно-распорядительными функциями совета директоров. Зачастую у членов совета директоров (наблюдательного совета) находится контрольный пакет акций (50% плюс одна акция), что превращает ото фактически в постоянно действующее собрание акционерок. Кроме того, наличие такого демократического органа защищает фирму от принятия волевых решений в отношениях с муниципальными и региональными властями, особенно по вопросам собственности, земельных участков, аренды имущества и т. п. Зачастую совет директоров может оказаться единственным постоянно действующим органом, способным отстоять интересы фирмы (особенно когда генеральный директор находится под давлением аппарата муниципальных и региональных органов и не в состоянии сопротивляться их нажиму).
Рассмотренные выше субъекты хозяйствования составляют основное содержание поля регионального менеджмента. Наряду с ними, важными элементами такого поля являются общественные институты, государственные (региональные) и муниципальные организации. В этом своем состоянии поле регионального менеджмента проявляется как интегрированный целостный объект регионального регулирования (управления).
1.1.2. Региональные и муниципальные организации
Координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территории — от домохозяйства (хаусхолда) до крупной корпорации (АО, 000) — осуществляют различные региональные и муниципальные некоммерческие организации. Заглавными (задающими тон) организациями выступают региональные и муниципальные законодательные и исполнительные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание и администрация (краевая, областная, республиканская), на муниципальном уровне — городская, районная дума и городская (мэрия), районная администрация. Действующие от имени этих органов учреждения и организации также представляют собой существенную группу элементов поля регионального менеджмента.
Законодательные органы очерчивают условия (граничные параметры) функционирования всех организаций на подведомственной территории. Администрации и действующие от их имени организации и учреждения осуществляют непосредственную координацию деятельности хозяйствующих субъектов. Это достигается через (как показано выше) предоставление лицензий, выдачу фирмам региональных и муниципальных заказов (подрядов), предоставление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд, включение и территориальные программы, финансируемые центральными и местными органами и т. п.
Создаваемые в структурах региональных и муниципальных администраций отраслевые комитеты, департаменты, отделы и т. п. непосредственно взаимодействуют (на постоянной или временной основе) с действующими на территории хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Такая система связей обеспечивает горизонтальную и вертикальную упорядоченность структуры экономических взаимодействий в регионе и повторяемость отношений в многократном процессе общественного воспроизводства.
Наличие у муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов обеспечивает им возможность выбора различных рычагов экономического и административного координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикальная взаимозависимость между региональным и муниципальным уровнями управления осложняет реализацию тех крупных региональных проектов, в которых существенное место занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры, социально-культурные объекты и др.).
Наряду с региональными и муниципальными администрациями как составными элементами региональной системы управления страны координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные негосударственные и некоммерческие организации. Одной из важных организаций такого рода является региональная торгово-промышленная палата (ТПП). В ряде стран (особенно Европы) членство в торгово-промышленной палате выступает для фирмы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в Российской Федерации. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышленные палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие в установлении межфирменных контактов как на внутрироссийском, так и на международном уровне. Проводимые под эгидой ТПП выставки продукции, конференции производителей и потребителей являются эффективным средством координации деятельности фирм в регионе, выяснения перспективных сегментов рынка, освоения рациональных технологий. Консультативная деятельность ТПП способствует ознакомлению дислоцированных в регионе фирм с передовыми достижениями в интересующей области и др.