Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

— общее собрание акционеров (или пайщиков);

— наблюдательный совет (то есть совет директоров);

— правление (или генеральный директор). Тем не менее, в ряде стран существует и двухзвенная система управления такими обществами, то есть без на­блюдательного совета (совета директоров). Российское за­конодательство допускает, наряду с трехзвенной, также двухзвенную систему управления в АО и 000.

Наличие в крупных фирмах (АО и 000) коллегиально­го органа управления в лице совета директоров (наблюда­тельного совета) обеспечивает стабильность в управлен­ческой деятельности, исключает возможность нелогичных волевых единоличных решений по узловым вопросам хо­зяйственной деятельности. При такой структуре даже на­личие единоличного управленческого органа в лице гене­рального директора (при отсутствии правления) компен­сируется контрольно-распорядительными функциями со­вета директоров. Зачастую у членов совета директоров (на­блюдательного совета) находится контрольный пакет ак­ций (50% плюс одна акция), что превращает ото фактичес­ки в постоянно действующее собрание акционерок. Кроме того, наличие такого демократического органа защищает фирму от принятия волевых решений в отношениях с му­ниципальными и региональными властями, особенно по вопросам собственности, земельных участков, аренды иму­щества и т. п. Зачастую совет директоров может оказаться единственным постоянно действующим органом, способ­ным отстоять интересы фирмы (особенно когда генераль­ный директор находится под давлением аппарата муници­пальных и региональных органов и не в состоянии сопро­тивляться их нажиму).

Рассмотренные выше субъекты хозяйствования состав­ляют основное содержание поля регионального менедж­мента. Наряду с ними, важными элементами такого поля являются общественные институты, государственные (ре­гиональные) и муниципальные организации. В этом своем состоянии поле регионального менеджмента проявляется как интегрированный целостный объект регионального регулирования (управления).

1.1.2. Региональные и муниципальные организации

Координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территории — от домохозяйства (хаусхолда) до круп­ной корпорации (АО, 000) — осуществляют различные региональные и муниципальные некоммерческие органи­зации. Заглавными (задающими тон) организациями выс­тупают региональные и муниципальные законодательные и исполнительные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание и администрация (краевая, об­ластная, республиканская), на муниципальном уровне — городская, районная дума и городская (мэрия), районная администрация. Действующие от имени этих органов уч­реждения и организации также представляют собой существенную группу элементов поля регионального менед­жмента.

Законодательные органы очерчивают условия (гранич­ные параметры) функционирования всех организаций на подведомственной территории. Администрации и действу­ющие от их имени организации и учреждения осуществ­ляют непосредственную координацию деятельности хозяй­ствующих субъектов. Это достигается через (как показано выше) предоставление лицензий, выдачу фирмам регио­нальных и муниципальных заказов (подрядов), предостав­ление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд, включе­ние и территориальные программы, финансируемые цент­ральными и местными органами и т. п.

Создаваемые в структурах региональных и муниципаль­ных администраций отраслевые комитеты, департаменты, отделы и т. п. непосредственно взаимодействуют (на по­стоянной или временной основе) с действующими на тер­ритории хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Такая система связей обеспечивает гори­зонтальную и вертикальную упорядоченность структуры экономических взаимодействий в регионе и повторяемость отношений в многократном процессе общественного вос­производства.

Наличие у муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов обеспечивает им возмож­ность выбора различных рычагов экономического и адми­нистративного координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикаль­ная взаимозависимость между региональным и муниципаль­ным уровнями управления осложняет реализацию тех круп­ных региональных проектов, в которых существенное ме­сто занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры, социально-культурные объекты и др.).

Наряду с региональными и муниципальными админис­трациями как составными элементами региональной сис­темы управления страны координацию деятельности хо­зяйствующих субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные негосударственные и не­коммерческие организации. Одной из важных организа­ций такого рода является региональная торгово-промыш­ленная палата (ТПП). В ряде стран (особенно Европы) член­ство в торгово-промышленной палате выступает для фир­мы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в Российской Федера­ции. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышлен­ные палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие в установлении межфир­менных контактов как на внутрироссийском, так и на меж­дународном уровне. Проводимые под эгидой ТПП выстав­ки продукции, конференции производителей и потребите­лей являются эффективным средством координации дея­тельности фирм в регионе, выяснения перспективных сег­ментов рынка, освоения рациональных технологий. Кон­сультативная деятельность ТПП способствует ознакомле­нию дислоцированных в регионе фирм с передовыми дос­тижениями в интересующей области и др.

Перейти на страницу: 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.