Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Сообщение — это информация об идее в закодированном виде (удобном для передачи по каналу).
Канал — это средство передачи информации.
Получатель — это тот, кому передается информация для ее декодирования и принятия к руководству (для информированности, для деятельности и др.).
Декодирование — это перевод символов, в которых передана информация, в понимание ее сущности получателем.
Главными проблемными элементами коммуникационного процесса являются точность кодирования информации, неискаженность канала и адекватность (однозначность и точность) декодирования полученного сообщения. Это объясняется тем, что на пути прохождения информации встречаются многие семантические и технические барьеры.
Семантика — это значения, передаваемые словами (символами).
Ввиду того, что многие слова имеют различные (по точности, смыслу, оттенку и т. п.) значения, то важно в передаваемом сообщении составлять их таким образом, чтобы набор слов давал вполне определенный, однозначный смысл.
Сообщение может передаваться в вербальной (слевес' ной) и невербальной (несловесной, например: мимика, жест, интонация и др.) форме.
В региональном менеджменте особенно важным элементом коммуникационного процесса является эмпатия получателей от сообщения.
Под эмпатией понимается внимание к чувствам получателей информации.
Умение понять чувства других людей имеет особенное значение для менеджеров, непосредственно взаимодействующих с населением — работников жилищно-коммуналь-ных, социально-бытовых и др. структур региональных и муниципальным администраций.
В коммуникационном процессе внутри организации необходимо следовать правилу: если подчиненный (получатель информации) неверно пли не полностью выполнил команду руководителя, значит, руководитель дал нечеткую команду (смысловая неопределенность фраз, нечеткость речи, неясные жесты и др.). Такой подход освободит руководителей от ненужных поисков виновных и позволит быстро поправить дело.
В региональных и муниципальных организациях коммуникации распространяются по вертикали (по восходящей и нисходящей линии — между руководителями и подчиненными, то есть между чиновниками различного уровня, или ранга) и по горизонтали (между секторами, отделами, службами, подразделениями, предприятиями и др.).
Первостепенными по значимости являются коммуникации по вертикали, или межуровпевые коммуникации. Это обусловлено обязательностью их присутствия в управленческой системе, то есть информации между руководителем и подчиненными. Без этого управление невозможно.
Горизонтальные коммуникации выполняют дополняющую (второстепенную) функции- в информационном обмене. При их отсутствии управленческая система может успешно функционировать, особенно в специфических средах со строго линейной системой управления (армия, полиция, санитарный контроль, инспекция дорожного движения, охранные ведомства, служба спасения и др.).
Вертикальные (межуровневые) коммупикгщии представляют собой информобмен между соподчиненными структурами (отделы, службы, сектора и т. п.) и отдельными менеджерами. По нисходящей линии информация перемещается в форме постановлении, распоряжений, приказов, указаний, поручений, а также в форме ограничений. Такого рода информация обеспечивает управленческое единство территории, ее экономическую целостность и организационную упорядоченность (см. схему 17).
Основную часть вертикальных коммуникаций составляет информобмен между руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой. В нервом случае руководитель выдает подчиненному индивидуальное задание и получает от него непосредственно отчет о выполнении этого задания (как форма обратной связи), а также иную информацию. Во втором случае руководитель выдает общее задание членам рабочей группы (департамент, управление, отдел, сектор, специальная группа работников и др.), а последняя докладывает о результатах выполнения. В первом случае имеет место чисто линейная система управления, во втором — линейно-штабная (функции штаба выполняет руководство группы).
Горизонтальные коммуникации проявляются в форме информобменов между менеджерами (сотрудниками, чиновниками) одного уровня (ранга), между равновесными подразделениями (отделами, секторами, службами и т. п.).
Региональная организация представляет собой совокупность специализированных отраслевых управленческих формирований. Поэтому очень важно сформировать ч'а' кую систему, в которой между этими формирпллпшши' осуществлялись бы yciuii ;n„oiy горизонтальные коммуникации.