Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Сообщение — это информация об идее в закодирован­ном виде (удобном для передачи по каналу).

Канал — это средство передачи информации.

Получатель — это тот, кому передается информация для ее декодирования и принятия к руководству (для ин­формированности, для деятельности и др.).

Декодирование — это перевод символов, в которых передана информация, в понимание ее сущности получа­телем.

Главными проблемными элементами коммуникацион­ного процесса являются точность кодирования информа­ции, неискаженность канала и адекватность (однозначность и точность) декодирования полученного сообщения. Это объясняется тем, что на пути прохождения информации встречаются многие семантические и технические барье­ры.

Семантика — это значения, передаваемые словами (сим­волами).

Ввиду того, что многие слова имеют различные (по точности, смыслу, оттенку и т. п.) значения, то важно в передаваемом сообщении составлять их таким образом, чтобы набор слов давал вполне определенный, однознач­ный смысл.

Сообщение может передаваться в вербальной (слевес' ной) и невербальной (несловесной, например: мимика, жест, интонация и др.) форме.

В региональном менеджменте особенно важным эле­ментом коммуникационного процесса является эмпатия по­лучателей от сообщения.

Под эмпатией понимается внимание к чувствам полу­чателей информации.

Умение понять чувства других людей имеет особенное значение для менеджеров, непосредственно взаимодейству­ющих с населением — работников жилищно-коммуналь-ных, социально-бытовых и др. структур региональных и муниципальным администраций.

В коммуникационном процессе внутри организации необходимо следовать правилу: если подчиненный (полу­чатель информации) неверно пли не полностью выполнил команду руководителя, значит, руководитель дал нечеткую команду (смысловая неопределенность фраз, нечеткость речи, неясные жесты и др.). Такой подход освободит руко­водителей от ненужных поисков виновных и позволит быстро поправить дело.

В региональных и муниципальных организациях ком­муникации распространяются по вертикали (по восходя­щей и нисходящей линии — между руководителями и под­чиненными, то есть между чиновниками различного уров­ня, или ранга) и по горизонтали (между секторами, отдела­ми, службами, подразделениями, предприятиями и др.).

Первостепенными по значимости являются коммуни­кации по вертикали, или межуровпевые коммуникации. Это обусловлено обязательностью их присутствия в управлен­ческой системе, то есть информации между руководите­лем и подчиненными. Без этого управление невозможно.

Горизонтальные коммуникации выполняют дополняю­щую (второстепенную) функции- в информационном об­мене. При их отсутствии управленческая система может успешно функционировать, особенно в специфических средах со строго линейной системой управления (армия, полиция, санитарный контроль, инспекция дорожного дви­жения, охранные ведомства, служба спасения и др.).

Вертикальные (межуровневые) коммупикгщии представ­ляют собой информобмен между соподчиненными струк­турами (отделы, службы, сектора и т. п.) и отдельными менеджерами. По нисходящей линии информация пере­мещается в форме постановлении, распоряжений, прика­зов, указаний, поручений, а также в форме ограничений. Такого рода информация обеспечивает управленческое единство территории, ее экономическую целостность и организационную упорядоченность (см. схему 17).

Основную часть вертикальных коммуникаций состав­ляет информобмен между руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой. В нервом случае руководитель выдает подчиненному индивидуальное зада­ние и получает от него непосредственно отчет о выполне­нии этого задания (как форма обратной связи), а также иную информацию. Во втором случае руководитель выда­ет общее задание членам рабочей группы (департамент, управление, отдел, сектор, специальная группа работни­ков и др.), а последняя докладывает о результатах выпол­нения. В первом случае имеет место чисто линейная систе­ма управления, во втором — линейно-штабная (функции штаба выполняет руководство группы).

Горизонтальные коммуникации проявляются в фор­ме информобменов между менеджерами (сотрудниками, чиновниками) одного уровня (ранга), между равновес­ными подразделениями (отделами, секторами, службами и т. п.).

Региональная организация представляет собой совокуп­ность специализированных отраслевых управленческих формирований. Поэтому очень важно сформировать ч'а' кую систему, в которой между этими формирпллпшши' осуществлялись бы yciuii ;n„oiy горизонтальные коммуни­кации.

Перейти на страницу: 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.