Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Эффективность контроля в региональных администрациях обеспечивается следующими его качественными характеристиками:
1) стратегическая направленность;
2) ориентация на результаты;
3) соответствие основному направлению деятельности региональной организации;
4) своевременность;
5) гибкость (адаптивность);
6) простота;
7) экономичность;
8) сопрягаемость с информационно-управляющей системой (автоматизированной системой управления) региональной организации.
Как функция оперативного управления, контроль в региональной организации представляет собой сложный многогранный процесс разработки стандартов, получения, сравнения и анализа информации об их соблюдении, выработки решений и информирования руководителей разных уровней административно-управленческого аппарата о ходе выполнения управленческих решений и рекомендуемых путях корректировки курса.
Контроль представляет собой замыкающий элемент постоянно возобновляющегося процесса оперативного управления. В совокупности с планированием, распорядительством и мотивацией контроль обеспечивает целостность и внутреннее единство функций оперативного менеджмента.
ВОПРОС №18
«Культура организации и стиль руководства».
В течение 60-70-х годов в мировой теории организации произошел переход от доминировавшего ранее механистического, структурного, бюрократического толкования организации к современной организационной теории, основанной на концепции человеческих возможностей [24, с. 8), среди создателей которой — А. Маслоу, , Д. Макгрегор. Эта концепция акцентирует значимость социально-политико-психологической компоненты организации, ее организационной культуры.
Организационная, или корпоративная культура — это система разделяемых в организации ценностей, истин (убеждений), мнений, сложившихся традиций [14, с. 58], дифференцированных по приоритетам и взаимосвязанных. Организационная культура может рассматриваться как образ внутренней жизни, мышления, действий и бытия организации.
Приоритеты организационных ценностей (истин, традиций) определяются организационной властью; результатом взаимодействия факторов силового, властного влияния извне и внутри организации.
Власть здесь понимается как способность аккумулировать, распределять и перераспределять необходимые ресурсы. В каждой организации существует свое силовое поле, образуемое взаимодействующими факторами силового воздействия, формирующее соответствующую организационную культуру (рис. 5.1)
Организационная культура предприятия имеет поистине стратегическую значимость. Признано, что сила организационной культуры в проведении изменений и реформ сопоставима с силой иерархических правил, формальных методов административного управления [24, с. 10]. Следует учитывать, что организационные приоритеты — приоритеты ценностей, мнений,— фактор, влияющий на идентификацию стратегическим руководителем миссии фирмы в процессе стратегического управления. Кроме того, организационная культура — важный фактор реализации стратегии, она представляет собой этико-эмоциональную компоненту организационного поведения, направляя его в соответствии с миссией/целью, определяя необходимые стандарты организационного поведения. Совместимость организационных культур отдельных фирм — наряду с разделяемыми целями и состоянием внешней среды — необходимое условие их стратегического партнерства. Формирование организационной культуры — непосредственная обязанность стратегического руководителя — лидера.
Руководитель компании призван реализовать две ведущие компоненты роли организационного макролидера: 1) построение отношений организации с внешней средой для обеспечения преимущественного положения организации и 2) построение отношений между людьми внутри организации посредством создания корпоративной культуры.
Рост нестабильности среды предприятия увеличивает роль неформальных, как более адаптивных, гибких факторов в управлении в сравнении с формальными. Поэтому современный стратегический руководитель должен быть признанным лидером — сочетать формальное лидерство с неформальным. Лидерство — это межличностный и эмоциональный процесс, посредством которого лидер влияет на поведение других людей. Неформальный лидер — лидер, чье становление и признание происходит вне формальных механизмов становления и признания лидерства, должен обладать следующими личностными способностями: 1) особенно ясным восприятием действительности; 2) четкостью его выражения, умением концептуализации идей; 3) сформировавшимися убеждениями, которые он готов отстаивать: 4) способностью сопереживания ведомым — эмпатией. Сочетание этих свойств формирует видение лидера, т. е. его восприятие и оценку действительности в развитии. Кроме того, они создают психологическую основу объединения людей обшей целью. Неотъемлемыми личностными чертами современного лидера признаны также решимость, настойчивость, внутренняя сила, мужество и смелость. Оптимизм, эгалитаризм (ориентация в большей степени на построение команд, а не иерархий) — необходимые свойства личности стратегического лидера.