Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Наряду с формальными (узаконенными) горизонтальными коммуникациями, в организациях существует неформальный горизонтальный информобмен. Он проявляется в неформальных контактах сотрудников аппарата, а также в виде различных слухов (придуманных или непридуманных сообщений, распространяющихся по неформальным каналам).
Практика показывает, что неформальные коммуникации играют заметную роль в психологическом климате организаций. Они не могуг быть обойдены вниманием территориальных органов власти — как форма воздействия на настроения населения.
С точки зрения психологии управления аппаратом, развитие горизонтальных коммуникаций способствует формированию в коллективе равноправных отношений, развитию корпоративного духа и повышению общей управленческой культуры в организациях. Горизонтальные коммуникации между отраслевыми подразделениями аппарата региональных органов являются дополнительным каналом информации об общерегиональных проблемах и задачах. Это вовлекает дополнительные интеллектуальные и иные ресурсы в решение особенно тех проблем, которые находятся на стыке различных отраслей (то есть по темам, выходящим за пределы компетенции отдельных департаментов, отделов и пр.).
Региональные управленческие организации (администрации республик, краев и областей) взаимодействуют с населением и расположенными на территории-хозяйствующими субъектами через разветвленную систему коммуникаций. Такие коммуникации являют собой, с одной стороны, средство получения информации о качестве жизни и настроениях населения (обратная связь), с другой — средство воздействия на население и хозяйствующие субъекты в управлении процессом общественной», воспроизводства на территориях (прямая связь).
Коммуникации представляют собой одну из форм связей управленческого аппарата региональных органов с внешней средой.
В отличие от отдельных хозяйствующих субъектов, региональная администрация ответственна за общее качество жизни проживающего населения, уровень его трудозанятости и социальной обустроенности, экологию, безопасность, обеспеченность продуктами питания и др. Предметом заботы региональной администрации является общий уровень npaiiOBUi'i культуры населения, морально-этическое наполнение его досуга и интересов.
Все это обусловливает необходимость наличия у региональных администраций и муниципалитетов большого арсенала средств сбора информации п воздействия на население, общественные и хозяйственнио формирораии.
Центральное место в этом арсенале занимают средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и др.), а также всевозможные сходы граждан, собрания трудовых коллективов, студентов и учащихся и т. п.
Наряду с этим, одной из существенных форм связей региональной администрации с хозяйствующими субъектами является принятие и доведение до их сведения постановлений, решений, распоряжений и других документов.
Одной из форм постоянной связи региональных администраций с хозяйственными, общественными и др. формированиями являются телефонные разговоры, проблемные совещания, тематические конференции и т. п.
В своей совокупности коммуникационные формы связи региональной администрации с внешней средой обеспечивают ей активную позицию, возможность организовать хозяйственные, общественные и иные формирования и население на решение программных задач конкретных территорий.
ВОПРОС №17
«Контроль как функция управления»
Контроль как функция управления обеспечивает достижение организацией поставленных целей.
В процесс контроля входит установление стандартов, измерение фактических результатов и их сравнение с запланированными или заданными показателями, выработка предложений по корректировке деятельности.
Основные задачи контроля:
1) обеспечение руководителей экспресс-информацией о ходе выполнения управленческих решений — как форма обратной связи;
2) доведение до руководителей текущей информации для принятия решений в условиях неопределенности;
3) предупреждение возникновения кризисных явлений;
4) поддержание успешных направлений и в целом успеха в деятельности аппарата администрации. Контроль бывает следующих видов:
1) предварительный;
2) текущий (система обратной связи);
3) заключительный (итоговый). Процесс контроля включает:
1) установление стандартов;
2) сравнение фактических показателей со стандартами;
3) действия работников аппарата по результатам сравнений.