Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Таким образом, устойчивое развитие экономики во многом зависит от эффективности ее государственного регулирования и применяемых юри­дических режимов. Только в этом случае достигается динамичный баланс государственного воздействия и экономической саморегуляции, выбор на­правлений государственного воздействия на экономику.

1.6.4. Проблемы правового регулирования региональной экономики

В изложенном выше материале уже упоминалось о существовании про­блем в правовом регулировании региональной экономики.

Множество проблем связано с разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В действующем законодательстве Российской Федерации предметы ведения органов государственной власти соответствующих уровней определены нечетко и неполно, что ведет к не­однозначному их толкованию и сложностям в правоприменении. Наличие исключительных предметов ведения Российской Федерации и неправомер­ность регионального нормотворчества по этим предметам привели к значи­тельным пробелам в законодательстве Российской Федерации, неурегулиро­ванности многих вопросов. Это в свою очередь привело к появлению ряда незаконных нормативных актов субъектов регионов, выходивших за рамки их компетенции. Иначе говоря, субъекты Федерации зачастую вынуждены были принимать нормативные документы, не удовлетворяющие условию за­конности, не носящие правовой характер.

Воронежская область в первой половине 90-х гг. получила печальную из­вестность в результате подобного нормотворчества, которое заключалось в том, что администрация Воронежской области на протяжении двух-трех лет неоднократно принимала решения, направленные на регулирование прода­жи производимых в области товаров за пределы области. Предприятиям вме­нялось в обязанность для продажи своих товаров за пределы области, в том числе и внутри России, получить соответствующее разрешение в комитете по материальным ресурсам администрации области. Без такого разрешения органам милиции предписывалось на границе области эти товары изымать и передавать на реализацию.

При явном несоответствии подобных правовых актов действующему за­конодательству, конечно, им можно найти некоторое оправдание, учитывая социально-экономические трудности в стране, а также отсутствие четких взаимоотношений между центром и субъектами Федерации.

Таким образом, одной из основных проблем регионального правотворчества является неправовой характер издаваемых нормативных актов, а именно:

- издание нормативных актов органом, не имеющим в соответствии с законодательством права издавать подобного рода акты или регулировать те или иные отношения;

- издание нормативных актов с нарушением установленного порядка издания таких актов;

— издание нормативных правовых актов, противоречащих действующе­му законодательству по содержанию.

Недостатком правового регулирования региональной экономики являет­ся механическое дублирование федерального законодательства, а именно: по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаются федеральные законы и аб­солютно повторяющие их текст региональные законы. Так, в большей части субъектов законы об инвестиционной деятельности дублируют текст Закона РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Почему считается подобный повтор отрицательным? Во-первых, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Россий­ской Федерации и перенос их положений в региональные законы просто нецелесообразен, это показатель неэффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. Во-вторых, к совместному ведению Федерации и регионов отнесены вопросы, при регулировании ко­торых необходимо учитывать специфику отдельных территорий, связанную с природно-климатическими особенностями, историческим развитием, осо­бенностями размещения производительных сил и т. д. Например, Воронеж­ская область имеет обширный аграрный сектор, оборонно-промышленный комплекс, развитую сеть научных учреждений. К сожалению, все эти факто­ры не учитываются при регулировании экономических отношений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают много законодательных актов декларативного, популистского характера, которые не содержат механизма реализации, не предусматривают источников финансирования.

Перейти на страницу: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.