Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Таким образом, устойчивое развитие экономики во многом зависит от эффективности ее государственного регулирования и применяемых юридических режимов. Только в этом случае достигается динамичный баланс государственного воздействия и экономической саморегуляции, выбор направлений государственного воздействия на экономику.
1.6.4. Проблемы правового регулирования региональной экономики
В изложенном выше материале уже упоминалось о существовании проблем в правовом регулировании региональной экономики.
Множество проблем связано с разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В действующем законодательстве Российской Федерации предметы ведения органов государственной власти соответствующих уровней определены нечетко и неполно, что ведет к неоднозначному их толкованию и сложностям в правоприменении. Наличие исключительных предметов ведения Российской Федерации и неправомерность регионального нормотворчества по этим предметам привели к значительным пробелам в законодательстве Российской Федерации, неурегулированности многих вопросов. Это в свою очередь привело к появлению ряда незаконных нормативных актов субъектов регионов, выходивших за рамки их компетенции. Иначе говоря, субъекты Федерации зачастую вынуждены были принимать нормативные документы, не удовлетворяющие условию законности, не носящие правовой характер.
Воронежская область в первой половине 90-х гг. получила печальную известность в результате подобного нормотворчества, которое заключалось в том, что администрация Воронежской области на протяжении двух-трех лет неоднократно принимала решения, направленные на регулирование продажи производимых в области товаров за пределы области. Предприятиям вменялось в обязанность для продажи своих товаров за пределы области, в том числе и внутри России, получить соответствующее разрешение в комитете по материальным ресурсам администрации области. Без такого разрешения органам милиции предписывалось на границе области эти товары изымать и передавать на реализацию.
При явном несоответствии подобных правовых актов действующему законодательству, конечно, им можно найти некоторое оправдание, учитывая социально-экономические трудности в стране, а также отсутствие четких взаимоотношений между центром и субъектами Федерации.
Таким образом, одной из основных проблем регионального правотворчества является неправовой характер издаваемых нормативных актов, а именно:
- издание нормативных актов органом, не имеющим в соответствии с законодательством права издавать подобного рода акты или регулировать те или иные отношения;
- издание нормативных актов с нарушением установленного порядка издания таких актов;
— издание нормативных правовых актов, противоречащих действующему законодательству по содержанию.
Недостатком правового регулирования региональной экономики является механическое дублирование федерального законодательства, а именно: по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаются федеральные законы и абсолютно повторяющие их текст региональные законы. Так, в большей части субъектов законы об инвестиционной деятельности дублируют текст Закона РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Почему считается подобный повтор отрицательным? Во-первых, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и перенос их положений в региональные законы просто нецелесообразен, это показатель неэффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. Во-вторых, к совместному ведению Федерации и регионов отнесены вопросы, при регулировании которых необходимо учитывать специфику отдельных территорий, связанную с природно-климатическими особенностями, историческим развитием, особенностями размещения производительных сил и т. д. Например, Воронежская область имеет обширный аграрный сектор, оборонно-промышленный комплекс, развитую сеть научных учреждений. К сожалению, все эти факторы не учитываются при регулировании экономических отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают много законодательных актов декларативного, популистского характера, которые не содержат механизма реализации, не предусматривают источников финансирования.