Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
На втором этапе оставшиеся 20% общего объема ФФПР распределяются между наименее обеспеченными субъектами федерации так, чтобы довести бюджетную обеспеченность этих территорий до одного и того же, максимально возможного при данном объеме ФФПР, уровня. В результате общая величина трансфертов таким субъектам РФ складывается их двух частей.
Методикой предусмотрено также выделение субъектам РФ в пределах рассчитанных сумм трансфертов целевых средств на закупку и доставку продукции в районы с ограниченными сроками завоза и на компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и Архангельской области.
Таким образом, основу методики составляет определение для каждого субъекта РФ индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР).
Через Фонд софинансирования социальных расходов должны предоставляться (на долевой основе) средства, обусловленные соблюдением в субъектах Федерации определенных параметров финансирования приоритетных расходов.
Существующий Фонд компенсаций включает в себя установленные федеральными законами социальные пособия и льготы. Он обеспечивает на всей территории страны социальные гарантии незащищенным слоям населения.
Дополнительным элементом механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития, предназначенный для поддержки инвестиционных программ и проектов и Фонд реформирования региональных финансов, средства которого планируется предоставлять на конкурсной основе регионам, выполнившим заявленные программы бюджетных реформ.
В системе финансовых отношений в государстве немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании
финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.
В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;
- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);
- ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).
Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик платит не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги - это те налоги, которые сильнее всего «давят» на лиц с большими доходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В практике налогообложения используются различные виды налогов.
1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.
При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины/монопольный налог.