Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
В настоящее время указы Президента Российской Федерации по юридической силе находятся ниже федеральных законов, но по-прежнему регулируют отдельные аспекты экономических отношений. Например, вопросы ценообразования (Указы Президента Российской Федерации от 28.02.95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», от 25.07.98 г. № 890 «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ»), развития оборонной промышленности (Указы Президента Российской Федерации от 08.05.96 г № 688 «О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации», от 23.10.2000 г. № 1769 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации»).
Большое значение в регулировании экономических отношений имеют постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Они регулируют отношения, отнесенные к ведению Российской Федерации, исполняют и реализуют положения Федеральных законов, утверждают федеральные целевые программы и концепции развития экономики России. Так, распоряжением от 10.07.200 1г. № 910-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Правительство России своими нормативными актами содействует выравниванию уровня социально-экономического развития субъектов Федерации. Постановлением от 19.09.98 г. № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» была утверждена «Методика распределения средств, предназначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов», постановлением от 11.10.2001 г. № 717 Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.). Этой же цели содействуют постановление от 27.07.2001 г. № 564, утвердившее Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года», от 07.03.2000 г. № 198 - «Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» и т. д.
Регулированием экономики субъектов Российской Федерации, прежде всего, занимаются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России к его компетенции относится разработка основных принципов региональной экономической политики и экономических основ федеративных отношений. Так, Минэкономразвития России осуществляет методическое руководство процессом разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ежегодно издает соответствующие распоряжения (включая инструктивные материалы и сценарные условия) по разработке прогнозов, проводит учебно-методические семинары-совещания. Большая роль принадлежит Минэкономразвития России в регулировании процесса инвестиционной деятельности в субъектах Федерации, оценке инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включению их в федеральные целевые программы.
Министерство издает распоряжения о ежемесячном предоставлении субъектами Федерации мониторинга их социально-экономического развития с целью оценки их деятельности и составления мониторинга социально-экономического развития Российской Федерации в целом.
В задачи еще одного органа федеральной исполнительной власти - Минфина России - входят: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. По всем этим вопросам Министерство разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации.
Регионы осуществляют управление своей экономикой посредством следующих нормативных правовых актов:
- Конституций и Уставов субъектов Федерации;
- законов соответствующего уровня, принимаемых органами законодательной власти регионов;
- нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъ-. ектов Российской Федерации (в российских республиках, единственных в мире, исполнительная власть может быть представлена не только Правительством, но и Президентом).