Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В настоящее время указы Президента Российской Федерации по юри­дической силе находятся ниже федеральных законов, но по-прежнему регу­лируют отдельные аспекты экономических отношений. Например, вопросы ценообразования (Указы Президента Российской Федерации от 28.02.95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та­рифов)», от 25.07.98 г. № 890 «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ»), развития оборонной промышленности (Указы Прези­дента Российской Федерации от 08.05.96 г № 688 «О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации», от 23.10.2000 г. № 1769 «О мерах по обеспечению концентрации и рационали­зации оборонного производства в Российской Федерации»).

Большое значение в регулировании экономических отношений имеют постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Они регулируют отношения, отнесенные к ведению Российской Федерации, ис­полняют и реализуют положения Федеральных законов, утверждают феде­ральные целевые программы и концепции развития экономики России. Так, распоряжением от 10.07.200 1г. № 910-р Правительство Российской Федера­ции утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Правительство России своими нормативными актами содействует выравниванию уровня социально-экономического развития субъектов Федерации. Постановлением от 19.09.98 г. № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессив­ных регионов» была утверждена «Методика распределения средств, пред­назначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов», постановлением от 11.10.2001 г. № 717 Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-эко­номическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.). Этой же цели содействуют постановление от 27.07.2001 г. № 564, утвердившее Федеральную целевую программу «Экономическое и социаль­ное развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года», от 07.03.2000 г. № 198 - «Концепцию государственной поддержки экономиче­ского и социального развития районов Севера» и т. д.

Регулированием экономики субъектов Российской Федерации, прежде всего, занимаются Министерство экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство по налогам и сборам Рос­сийской Федерации.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России к его компетенции относится разработка основных принципов региональной экономической политики и экономических основ федеративных отношений. Так, Минэкономразвития России осуществляет методическое руководство процессом разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ежегодно издает соответствующие рас­поряжения (включая инструктивные материалы и сценарные условия) по разработке прогнозов, проводит учебно-методические семинары-совеща­ния. Большая роль принадлежит Минэкономразвития России в регулирова­нии процесса инвестиционной деятельности в субъектах Федерации, оценке инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включению их в федеральные целевые программы.

Министерство издает распоряжения о ежемесячном предоставлении субъектами Федерации мониторинга их социально-экономического развития с целью оценки их деятельности и составления мониторинга социально-эко­номического развития Российской Федерации в целом.

В задачи еще одного органа федеральной исполнительной власти - Мин­фина России - входят: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка единой методо­логии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осу­ществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. По всем этим вопросам Министерство разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для ис­полнения на территории Российской Федерации.

Регионы осуществляют управление своей экономикой посредством сле­дующих нормативных правовых актов:

- Конституций и Уставов субъектов Федерации;

- законов соответствующего уровня, принимаемых органами законода­тельной власти регионов;

- нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъ-. ектов Российской Федерации (в российских республиках, единственных в мире, исполнительная власть может быть представлена не только Прави­тельством, но и Президентом).

Перейти на страницу: 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.