НДС-счета в России: анализ возможных последствий

УСТРАНЕНИЕ ИСКАЖЕНИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.

С одной стороны, повышение эффективности налого­вой системы является одной из целей проводимой реформы, и, по замыслу ее авторов, налогоплательщики, которые в настоящее время уклоняются от налогооб­ложения, потеряют свои преимущества перед добро­совестными налогоплательщиками. С другой стороны, неравномерное распределение издержек налогопла­тельщиков на исполнение налогового законодательства приведет к возникновению преимуществ у крупных организаций перед организациями среднего и малого бизнеса.

Для того чтобы аргумент об устранении искажений в налогообложении с помощью НДС-счетов являлся правомерным, необходимо предположить, что суще­ствует достаточно большое количество налогоплатель­щиков, не использующих уклонение от налогообложения с помощью короткоживущих организации. Однако если такое предположение верно (т.е. в России суще­ствует достаточно большая доля добросовестных нало­гоплательщиков, не уклоняющихся от налогообложе­ния), не совсем очевидна необходимость борьбы с дан­ным явлением с помощью предлагаемых затратных спо­собов.

В качестве одного из примеров искажений, созда­ваемых системой НДС-счетов в предлагаемом виде, можно назвать положение, согласно которому в слу­чае ликвидации организации и исполнения всех обя­зательств перед поставщиками и бюджетом по уплате НДС остаток на НДС-счете подлежит перечислению в доходы бюджета. Между тем, как будет показано ниже, существует достаточно большое количество слу­чаев, при котором налогоплательщик будет вынужден кредитовать НДС-счет с расчетного счета до поступ­ления ожидаемых сумм НДС от покупателей. Предла­гаемый порядок фактически приводит к тому, что сум­мы, поступившие с расчетного счета налогоплатель­щика, которые не подлежат возврату на расчетный счет, в конечном счете будут перечислены в бюджет.

ИЗДЕРЖКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

В качестве одной из целей любой налоговой реформы можно назвать снижение издержек налогоплательщи­ков на исполнение налогового законодательства. Меж­ду тем, по оценкам как сторонников НДС-счетов, так и их противников, предлагаемые меры приведут к росту этих издержек. Расхождения наблюдаются лишь в оцен­ках масштабов потерь налогоплательщиков и в их рас­пределении между группами налогоплательщиков (крупными, средними и малыми организациями) и сек­торами экономики.

Под издержками налогоплательщиков, как прави­ло, понимаются отвлечение оборотных средств, рас­ходы на администрирование дополнительных банков­ских счетов, выпуск и обработку дополнительных пла­тежных поручений, обучение персонала и т.д. Можно отметить следующие издержки налогоплательщиков, не связанные с отвлечением оборотных средств:

• обязанность по открытию НДС-счетов преду­смотрена для всех без исключения лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность, в том числе для организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от обязанностей налогоплательщика. Вместе с тем одним из достоинств режима освобож­дения от обязанностей налогоплательщика является снижение издержек на исполнение налогового зако­нодательства для субъектов малого предприниматель­ства. Однако можно предположить, что в результате возникновения обязанности по администрированию дополнительного банковского счета такие издержки воз­растут;

• обязанность банков по представлению в налого­вые органы сведений обо всех операциях по НДС-сче­там клиентов с указанием счетов-фактур, их дат и кодов товаров может повлечь за собой значительные издержки банковских учреждений, которые могут быть переложены на их клиентов. Более того, предоставление налоговым органам права устанавливать запрет для банка осуществлять операции по НДС-счетам (а также права обращаться в Банк России с ходатайством об отзыве у данного банка лицензии) в том числе в случае неоднократного нарушения порядка представ­ления сведений дает налоговым органам неоправданно широкие полномочия по регулированию банковской деятельности;

• дополнительное ограничение на фактическое на­чало предпринимательской деятельности — запрет на осуществление банком операций по НДС-счетам до по­лучения подтверждения из налоговых органов о получе­нии информации об открытии НДС-счета — приводит к усложнению выхода на рынок в особенности для субъек­тов малого предпринимательства. Аналогичный эффект имеет фактический запрет на принятие к вычету из нало­говой базы сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при покупке товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

Как уже говорилось, в настоящее время не суще­ствует обоснованных оценок большинства видов из­держек налогоплательщиков, связанных с реформой законодательства о налоге на добавленную стоимость. Вместе с тем нами была проведена оценка отвлечения оборотных средств организаций в результате осуще­ствления расчетов по НДС через специальные счета. Оцениваемое отвлечение оборотных средств может возникнуть по двум причинам:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.