НДС-счета в России: анализ возможных последствий

Несмотря на опережающий рост налоговых вычетов и сумм налога, предъявляемых к возмещению, в настоящее время нет достаточных оснований утверж­дать, что в России имеет место рост уклонения от нало­гообложения, угрожающий устойчивости федерального бюджета и требующий принятия экстренных мер в области налогового администрирования. Вместе с тем можно предположить, что рост сумм налоговых выче­тов по приобретенным товарам (работам, услугам), не относящихся к капитальному строительству, на 3% ВВП частично обусловлен не только экономическим рос­том, но и уклонением от налогообложения с исполь­зованием короткоживущих организаций. В связи с этим необходим тщательный анализ российской ситуации и международного опыта с целью принятия системы мер, эффективно противодействующих такого рода уклонению от налогообложения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НДС-СЧЕТОВ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ.

Целью реформы механизма взимания НДС должно являться достижение эффективности налогообложе­ния (повышение уровня нейтральности, справедливо­сти, предсказуемости налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков и административных издержек). Если одним из дополнительных результатов такой реформы станет повышение бюджетных доходов, то это будет, безусловно, положительным моментом, однако на подобный результат не следует рассчиты­вать при планировании реформы. В любом случае введение счетов не должно сопровождаться снижением ставки НДС.

Если масштаб уклонения от НДС с помощью короткоживущих организаций велик и в то же время не су­ществует иных аналогичных способов уклонения от налогообложения (оба условия нуждаются в дополни­тельной проверке), существующий проект системы НДС-счетов (предполагающий принятие ряда чрезвы­чайно жестких решений, в том числе запрета на изъятие средств с НДС-счетов, отказа в зачете уплаченных сумм НДС в некоторых ситуациях) в случае его введе­ния должен привести к росту бюджетных доходов от внутреннего НДС.

Однако даже в случае снижения уклонения от нало­гообложения при введении системы НДС-счетов существуют факторы, ограничивающие возможности дан­ной системы по увеличению налоговых сборов.

1. В качестве одного из достоинств системы НДС-счетов называется упрощение порядка и ускорение возврата НДС при налогообложении по нулевой ставке (главным образом, экспортерам). С одной стороны, это приведет к повышению эффективности НДС, а с дру­гой — к снижению поступлений НДС в бюджет как в течение переходного периода, так и в дальнейшем.

2. Предполагаемое увеличение начисленного на­лога в расчете на единицу стоимости реализованного товара (работ, услуг) означает увеличение эффектив­ной налоговой нагрузки на экономику (при предполо­жении, что короткоживущие организации осуществляют свою деятельность в сговоре с конечными продавцами). Увеличение налоговой нагрузки приведет к росту иен. Рост иен может привести к сокращению спроса и сни­жению поступлений НДС. Такой эффект сложно под­дается количественным оценкам, однако вероятность его появления крайне высока.

3. Кроме того, рост эффективной налоговой нагруз­ки может привести к тому, что уклоняться от налого­обложения станут организации, которые в настоящее время добросовестно уплачивают налоги, но издержки на исполнение налогового законодательства в полном объеме для которых сравнимы с затратами на уклоне­ние от налогообложения. Имеется в виду, что в слу­чае роста затрат на налоговое администрирование либо роста объема налоговых обязательств для многих налогоплательщиков более выгодным будет уклонение от налогообложения, т.е. возможен эффект, обратный выводу доходов из тени в 2001 г. в результате введения плоской ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы единого социального налога.

Такая ситуация может привести к снижению нало­говых доходов от НДС, причем вероятность возникно­вения указанного эффекта высока при значительном росте издержек налогоплательщиков на исполнение на­логового законодательства вследствие проводимой реформы.

Необходимо также принять во внимание тот факт, что для налогоплательщика подобные издержки пред­ставляют собой в определенной степени условно-по­стоянные расходы, и, следовательно, их величина не­пропорционально возрастет для организаций малого и среднего бизнеса. Вместе с тем издержки по уклоне­нию от налогообложения (например, связанные с пере­ходом к расчетам неучтенной наличностью) для таких организаций сравнительно невелики, поэтому налоговые поступления от данного сектора могут значитель­но снизиться.

4. Предлагаемая схема, перекрывая один механизм уклонения от налогообложения, оставляет массу воз­можностей для уклонения от уплаты других налогов. Возможный в результате введения НДС-счетов рост издержек налогоплательщиков на уклонение от НДС с помощью короткоживущих организаций может при­вести к использованию иных методов уклонения от уплаты как НДС, так и в большей степени иных нало­гов (использование в расчетах неучтенной наличности, ложный экспорт, завышение расходов, принимаемых к вычету в целях уплаты налога на прибыль и т.д.), что будет препятствовать росту налоговых доходов кон­солидированного бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.