НДС-счета в России: анализ возможных последствий
8. Вводится понятие реестра счетов-фактур, в который должны включаться все выставленные и полученные счета-фактуры. Такие реестры должны представляться в налоговые органы в электронном виде и на бумажном носителе. Счет-фактура, не включенный в данный реестр, не может являться основанием для принятия предъявленной суммы НДС к возмещению или вычету.
9. Устанавливается порядок, при котором суммы НДС перечисляются поставщикам исключительно денежными средствами с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика вне зависимости от формы расчетов (товарообменные операции, взаимозачеты, расчеты аккредитивами, чеками, векселями и т.д.).
10. К вычету принимаются только суммы НДС, перечисленные с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика за налогооблагаемые товары (работы, услуги). Суммы НДС, уплаченные поставщикам в наличной форме, не подлежат вычету из налоговой базы налогоплательщика за исключением сумм НДС, уплаченных по командировочным и представительским расходам, а включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Суммы НДС, уплаченные в безналичной форме не с НДС-счета организации или индивидуального предпринимателя, не подлежат ни вычету из налоговой базы, ни включению в состав расходов по налогу на прибыль, а включаются в состав внереализационных доходов для организаций либо не включаются в расходы (профессиональные вычеты) индивидуальных предпринимателей.
11. Вычет сумм НДС, уплаченных при импорте товаров, производится в виде исключения без перечисления суммы НДС с НДС-счета в бюджет. Таким образом, сохраняется действующий в настоящее время порядок, при котором импортер может вносить авансом сумму НДС и таможенных пошлин уполномоченному лицу с целью их последующего внесения в бюджет по мере таможенной очистки импортируемых товаров. Аналогичное исключение сохраняется для вычета сумм НДС, уплачиваемых за товары, ввозимые с территории Республики Беларусь, с которой у Российской Федерации действует режим взимания НДС по ставкам страны происхождения.
12. В качестве компенсационной меры предусматривается либерализация порядка возмещения НДС при налогообложении по ставке 0%, а также переход к принятию к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществлении капитального строительства, в общем порядке (в настоящее время вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам при осуществлении капитального строительства, производится не ранее момента постановки на учет объекта завершенного капитального строительства).
ДОСТОИНСТВА СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.
Главный аргумент в обоснование введения НДС-счетов — необходи-
мость принятия мер в области налогового администрирования, противодействующих уклонению от обложения НДС с помощью короткоживущих организаций. Если для внедрения будет избран вариант, который предлагает Минфин России в настоящее время, то, по мнению сторонников введения НДС-счетов, возможны следующие выгоды от использования таких счетов:
1) рост доходов от налога при сохранении действующей налоговой ставки;
2) устранение существующих искажений, когда недобросовестные налогоплательщики, издержки которых на уклонение от налогообложения сравнительно низки, имеют конкурентные преимущества перед добросовестными налогоплательщиками, полностью исполняющими обязанности по уплате налога;
3) новая схема не приведет к существенному росту издержек налогоплательщиков на исполнение законодательства;
4) за счет повышения прозрачности системы НДС повысится эффективность налогового администрирования в целом;
5) в краткосрочной перспективе не существует иных методов эффективного противодействия используемым методам уклонения от налогообложения.
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.
Оппоненты предлагаемой идеи о введении НДС-счетов подвергают сомнению позиции, высказываемые сторонниками НДС-счетов. Однако необходимо отметить, что ни сторонники, ни оппоненты НДС-счетов не располагают достоверными результатами исследований по двум направлениям, необходимыми для подтверждения либо опровержения правомерности утверждений. Речь идет о следующих направлениях анализа:
1) масштабы уклонения от уплаты НДС с использованием короткоживущих организаций в настоящее время (т.е. того единственного вида уклонения, на борьбу с которым направлены НДС-счета);
2) масштаб увеличения издержек на исполнение налогового законода-
тельства (в частности, издержек налогоплательщиков на администрирование специальных счетов, издержек налоговых органов на налоговое администрирование).
В то же время предварительное исследование доходов от НДС в ряде стран с переходной экономикой и развитых стран, проведенное ИЭПП, показало, что объем доходов российского бюджета от НДС, составляющий от 6,5 до 7% ВВП, находится на среднем уровне по группе исследуемых стран с учетом средней налоговой ставки, уровня экономического развития и прочих факторов.