НДС-счета в России: анализ возможных последствий

В соответствии с предложениями Минфина России на банки возлагается обязанность по представлению в налоговые органы сведений обо всех операциях по НДС-счетам клиентов, включая выписку из лицевого счета и документы с указанием кодов товаров, номеров и дат счетов-фактур, на основании которых были соверше­ны все записи по НДС-счету. Помимо издержек бан­ков, о которых уже говорилось, внедрение и поддержа­ние системы обработки такого массива информации в налоговых органах потребует значительных ресурсов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ.

Подводя итог приведенным соображениям, можно сде­лать следующие выводы относительно возможных послед­ствий использования специальных НДС-счетов в России:

• нельзя отрицать, что введение обязательного использования специальных счетов для уплаты НДС приведет к увеличению доходов федерального бюд­жета, однако, во-первых, масштабы такого прироста не поддаются оценке и, во-вторых, издержки общества (издержки государства и налогоплательщиков, потери доходов других бюджетов бюджетной системы и т.д.), связанные с проведением данной реформы, могут пре­высить выгоды, получаемые в виде прироста федераль­ных доходов. В частности, предварительные оценки замораживания оборотных средств организаций в ре­зультате введения НДС-счетов, сделанные ИЭПП, пока­зывают, что объем отвлеченных средств может соста­вить свыше 100 млрд. руб.;

• в настоящее время не существует ни обосно­ванных оценок, ни методик и данных, позволяющих количественно оценить масштабы уклонения от налого­обложения НДС, эффективность предложенной меры для борьбы с таким уклонением, выгоды и издержки общества вследствие введения НДС-счетов;

• предлагаемая мера является технической и на­правлена на борьбу с конкретным способом уклоне­ния от налогообложения, использование которого обусловлено рядом недостатков не столько налоговой системы, сколько системы законодательного регули­рования в целом. В связи с этим явля­ется неочевидной целесообразность борьбы с систем­ными недостатками с помощью принятия чрезвычайно затратной технической меры;

• из всех государств, взимающих налог на добав­ленную стоимость, лишь Болгария применяет специаль­ные счета в целях обеспечения взимания НДС. Однако с учетом особенностей болгарской налоговой системы и болгарской экономики в целом нельзя утверждать, что опыт Болгарии применим в России. Механический пе­ренос бюджетных эффектов от введения специальных счетов в Болгарии на российские данные показывает, что в зависимости от периода прирост доходов от НДС может составить от 0,2 до 1% ВВП (при этом данные оценки являются заведомо некорректными);

• являются неочевидными соображения о том, что борьба с уклонением от налогообложения с помощью НДС-счетов приведет к устранению искажений в эко­номике, а также конкурентных преимуществ для недо­бросовестных налогоплательщиков. Предлагаемая ре­форма, как в части введения НДС-счетов, так и в части рассматриваемых компенсационных мер, приводит к увеличению издержек организаций малого и среднего бизнеса, а также вновь открывающихся организаций;

С учетом высказанных соображений можно сделать вывод, что необходима разработка комплекса мер в области налогового администрирования, эффективно и с минимальными затратами для общества противо­действующих уклонению от обложения НДС.

Заключение

Данная работа посвящена исследованию НДС - одного из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить.

В результате рассмотрения и анализа действующей практики исчисления и взимания НДС в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.

1. НДС является сравнительно молодым налогом. Он впервые веден во Франции в 1958 году. Исторически НДС предшествовал сходный с ним по характеру налог с оборота, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Впоследствии налог с оборота уступил место налогу на добавленную стоимость, как более приспособленному к рыночным условиям хозяйствования. Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.