НДС-счета в России: анализ возможных последствий

БОЛГАРСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НДС-СЧЕТОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ.

Единственной страной в мире, применяющей специ­альные счета для уплаты НДС, является Болгария, где указанный инструмент в обязательном порядке дей­ствует для всех налогоплательщиков с 1 января 2003 г. Бюджетный эффект от данной реформы заключается в следующем:

- в течение I квартала после обязательного вве­дения системы НДС-счетов наблюдался существенный рост поступлений НДС по внутренним операциям;

- по состоянию на 1 августа 2003 г. номиналь­ный прирост доходов от внутреннего НДС в Болгарии (с учетом возмещения НДС экспортерам) составил 32,5% по отношению к аналогичному периоду преды­дущего года. С учетом корректировки на инфляцию (4%) и рост ВВП (5%) чистый прирост доходов от внутрен­него НДС, который частично возник благодаря исполь­зованию НДС-счетов, составил около 23%. Сохране­ние прироста доходов по сравнению с предыдущим периодом объясняется, скорее всего, тем обстоятель­ством, что во II квартале 2002 г. возмещение НДС в Болгарии превысило поступления НДС в бюджет;

- согласно данным об исполнении бюджета за ян­варь — сентябрь 2003 г. номинальные доходы бюдже­та Болгарии от внутреннего НДС — 212,6 млн. левов, что составляет 114,4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, когда доходы от внутрен­него НДС были равны 185,8 млн. левов. С учетом кор­ректировки на инфляцию и рост ВВП прирост дохо­дов от внутреннего НДС составил около 5%;

Таким образом, введение специальных счетов для уплаты НДС в Болгарии на сегодняшний день не приве­ло к существенному росту бюджетных доходов. Попро­буем перенести результаты исполнения болгарского бюджета на российские данные без учета различий в экономических условиях. Однако в силу того, что специальные счета действуют в Болгарии меньше года, приведем два варианта оценок — с учетом результатов исполнения бюджета Болгарии на 1 августа и на 1 октяб­ря (по результатам исполнения федерального бюджета Российской Федерации в январе — сентябре 2003 г. в условиях 2003 г. с учетом снижения основной ставки НДС до 18%):

- при перенесении бюджетных эффектов от исполь­зования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 августа 2003 г. прирост доходов федерального бюд­жета Российской Федерации от НДС может составить до 1% ВВП;

- при перенесении бюджетных эффектов от исполь­зования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 октября 2003 г. прирост доходов федерального бюджета Российской Федерации от НДС может соста­вить 0,2—0,25% ВВП.

Однако данные оценки являют­ся заведомо некорректными, так как необходимо учитывать следую­щие особенности болгарской эко­номики:

- доля доходов от НДС, взи­маемого при внутренней реализа­ции, в общем объеме бюджетных доходов от НДС составляет менее 10%; в связи с этим колебания до­ходов от внутреннего НДС практически незначимы для совокупных бюджетных доходов;

- определение момента возникновения налоговых обязательств по НДС в Болгарии осуществляется в соответствии с методом начисления, т.е. движение де­нежных средств по НДС-счетам не связано с начисле­нием НДС и предоставлением права на вычет;

- введение НДС-счетов в Болгарии фактически означало не ужесточение, а смягчение налогового режима для налогоплательщиков, так как до их введе­ния в системе НДС использовалась ответственность налогоплательщиков за уплату налога третьими лица­ми (т.е. короткоживущими организациями);

- прочие особенности, связанные как с болгар­ской системой НДС-счетов, так и со спецификой отдель­ных секторов болгарской экономики.

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТУ НДС В РОССИИ.

К сожалению, многочисленные изменения в структуре форм отчетности о поступлении налогов и платежей в бюджетную систему, выпускаемых МНС России (ра­нее - Госналогслужбой России), за последние 5—8 лет не позволяют провести детальный анализ тенденций основных показателей налога на добавленную стои­мость в среднесрочной перспективе. Анализ такого показателя, как доходы бюджетной системы от НДС, показывает, что с 1993 г. доходы консолидированно­го бюджета Российской Федерации от НДС составля­ли от 6 до 7% ВВП, достигнув минимума (5,7% ВВП) в 1998г. и максимума (7,1% ВВП) в 2001 г. По нашим оценкам, такой уровень бюджетных доходов от НДС соответствует уровню развития российской экономики и налоговой системы. Вместе с тем начиная с 2002 г. наблюдается незначительное снижение доходов феде­рального бюджета от НДС, сделать выводы об устой­чивом характере которого (с учетом роста 2001 г.) в настоящее время не представляется возможным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.