НДС-счета в России: анализ возможных последствий
В настоящее время в России активно обсуждаются перспективы введения специальных счетов для уплаты налога на добавленную стоимость. Ниже приведен краткий анализ возможных положительных и отрицательных последствий такого введения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.
В соответствии с поручением Правительства РФ Минфин России разработал и представил 1 декабря 2003 г. проекты нормативных актов, направленных на законодательное обеспечение введения специальных счетов по уплате налога на добавленную стоимость. В Правительство РФ были представлены проекты федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с внесением изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации».
Указанные законопроекты направлены на внесение следующих изменений и дополнений в российское налоговое законодательство.
1. Вводится такой инструмент администрирования налога на добавленную стоимость, как НДС-счета. Для указанных счетов предлагается установить специальный режим функционирования, в том числе предполагается определить, что денежные средства зачисляются и списываются с данных счетов только в счет операций по уплате НДС в бюджет и другим налогоплательщикам. В частности, закрепляется, что
- на НДС-счет денежные средства зачисляются:
- с НДС-счетов других лиц при расчетах за товары (работы, услуги),
- с расчетного счета владельца НДС-счета, открытого в том же банке,
- с других НДС-счетов владельца НДС-счета,
- из бюджета в случае возврата сумм НДС и пени;
- с НДС-счета денежные средства списываются:
- на НДС-счета других лиц при расчетах за товары (работы, услуги) либо при возврате сумм, поступивших на НДС-счет в отсутствие основании для такого перечисления,
- на другие НДС-счета владельца НДС-счета,
- в бюджет на уплату НДС и пени, а также при взыскании НДС и пени в бесспорном порядке либо при завершении ликвидации или конкурсного производства.
2. Вводится обязанность открытия специальных НДС-счетов для всех лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе для лиц, освобожденных от обязанностей налогоплательщика. Предполагается, что открывать НДС-счета будут и органы государственной власти (органы местного самоуправления) для осуществления операций бюджетных учреждений по уплате НДС.
3.Любое взыскание средств с НДС-счетов может проводиться лишь в счет исполнения обязанности по уплате НДС и пени, начисленных за несвоевременную уплату НДС. В случае ликвидации организации средства, оставшиеся на НДС-счете после уплаты ликвидируемой организацией НДС и пени, подлежат перечислению в бюджет.
Предлагаемые изменения в Федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» фактически означают, что в случае конкурсного производства суммы, находящиеся на НДС-счете должника, могут быть перечислены на иные НДС-счета лишь в соответствии с требованиями о перечислении НДС, и после завершения конкурсного производства НДС-счет должника подлежит закрытию, а остаток на этом счете — перечислению в бюджет.
4. Неоднократное нарушение банком обязанностей по ведению НДС-счетов является основанием для обращения налоговых органов с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
5. Банки не вправе осуществлять расходные операции по вновь открытым НДС-счетам до получения от налогового органа подтверждения о получении уведомления об открытии данному лицу НДС-счета.
6. Устанавливается обязанность банков в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представлять в налоговые органы в электронном виде сведения обо всех операциях по НДС-счетам, включая выписку из лицевого счета и документы (с указанием в них кодов товаров, номеров и дат счетов-фактур), на основании которых совершены все записи по НДС-счету. При неоднократном нарушении данной обязанности налоговые органы вправе обратиться в Банк России с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, а также принять решение о запрете на осуществление банком операций по открытию и проведению расчетов по НДС-счетам.
7. Денежные средства могут быть перечислены с одного НДС-счета на другой вне зависимости от перечисления платежа за налогооблагаемые товары (работы, услуги). Однако для владельца НДС-счета, на который с НДС-счета другого лица зачислена сумма по основаниям, отличным от уплаты НДС, или без основания, устанавливается обязательство по перечислению данной суммы обратно на НДС-счет плательщика в 14-дневный срок со дня ее получения.