Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Долгосрочным перспективным направлением реализации данных мероприятий является достижение финансовой стабильности регионального бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.
Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:
• проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;
• решение социальных проблем при реформировании экономики;
• стимулирование деловой активности реального сектора экономики.
Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.
Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.
Решение социальных проблем является важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ.
В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:
• в рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики являет-
ся приближение уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества;
• в рамках среднесрочного периода ставится задача достижения докризисного уровня жизни населения России;
• в качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечения условий для физического выживания людей, предотвращения социального взрыва в обществе.
В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются:
• установление в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы, которая отражает цену неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране; приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума;
• гарантирование своевременности выплаты заработной платы работодателем;
• законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности денежной заработной платы в условиях инфляции;
• сокращение имущественного расслоения населения, преодоление необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения.
ВОПРОС 48
Различают три типа регионального развития: асимметричный, гармоничный и нейтральный.
Асимметричным, или дисгармоничным, называется такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, — его усугубляют.
Гармоничным (симметричным) считается тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается.
Нейтральным является такой тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.
Процесс регионального расслоения важнейших экономических показателей осуществлялся в первой половине 90-х гг. с исключительно высокой интенсивностью. Исходя из динамики коэффициента вариации поляризация региональных показателей объема промышленной продукции в 1997—1998 гг. по отношению
к 1990 г. возросла в 2,5 раза, региональных показателей ВРП в
1996 г. по отношению к 1994 г. — в 1,7 раза.
Все это означает, что сокращение производства осуществлялось по территории страны отнюдь не равномерно. Это легко видеть, скажем, на примере промышленной продукции в 1995—
1997 гг. Индекс физического объема промышленной продукции в целом по РФ в 1995 г. по отношению к 1990 г. составил 49,7%, в 1997 г.-48,6%.
Доля регионов, динамика производства в которых близка к средней величине (интервал 45—55%), составляет только 20%.
Оценим характер развития в связи с инвестиционной деятельностью. Масштабы производственных инвестиций в 1997 г. составили менее '/5 от уровня 1990 г.
Меру концентрации инвестиций можно иллюстрировать следующим образом. Семь регионов (г. Москва, Московская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Свердловская область, Тюменская область и Красноярский край) поглощали в 1997 г. чуть менее половины от суммы всех региональных инвестиций. В то время как аналогичный показатель составлял в 1991 г. только примерно '/4 и в 1993 г. — '/3- Еще более впечатляет концентрация иностранных инвестиций. Из упомянутых регионов на долю четырех (г. Москва, Московская область, Тюменская область, Республика Татарстан), поданным 1995 г., приходится чуть менее 2/з всего их объема.