Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Таким образом, характер регионального развития по всем рассмотренным выше важнейшим экономическим параметрам может быть охарактеризован как асимметричный. Интенсивность темпов регионального расслоения в среднегодовом выражении может быть оценена от 10 до 30%.
Социальная асимметрия. В отличие от экономических рассматриваемые здесь процессы далеко не столь однозначны. По степени обеспеченности населения жильем происходит сближение регионов. Рос показатель обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями. Еще одна группа социальных показателей связана с продуктами питания. Как известно, потребление важнейших продуктов питания в первой половине 90-х гг. в РФ заметно сократилось. Исключение составляют хлеб и картофель. Асимметричный тип развития устойчиво наблюдается по потреблению наиболее качественных видов продуктов питания: мяса, овощей и бахчевых, сахара и молока. Вариация к 1997 г. возросла по сравнению с 1990 г. по мясу и овощам приблизительно на '/3,
сахару и молоку соответственно более чем в 2 и 2,5 раза. Дифференциация названных показателей возросла более чем в 2,5 раза в 1997 г. по сравнению с 1990 г. Вариация показателя продолжительности жизни как мужчин, так и женщин с конца 80-х до середины 90-х гг. увеличилась практически вдвое. В 1996—1997 гг. показатель вариации заметно сократился и занял промежуточное положение между уровнем начала и середины 90-х гг.
Таким образом, имевшая место в конце 80-х гг. относительная близость регионов страны по экономическим и социальным параметрам сменилась в дальнейшем их все более углубляющимся различием. Доминирующей тенденцией территориального и прежде всего экономического развития первой половины 90-х гг. является усиление межрегиональных диспропорций. Характерным для этого периода можно считать асимметричный тип регионального развития.
Одной из целей экономической политики государства в этих условиях является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов. Межрегиональное выравнивание призвано сглаживать чрезмерную региональную дифференциацию. Следует отметить, что дифференциация бюджетная, где действуют механизмы выравнивания, меньше, чем дифференциация по экономическому развитию в целом, и тем объективно тормозит экономическое развитие.
Одним из главных направлений решения проблемы дифференциации регионов является создание институциональной инфраструктуры, поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, как организованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения.
4.2.3. Пути поддержки депрессивных регионов
Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.
Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишается смысла: ее пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях депрессивными следует считать территории, в пределах которых не-
гативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.
Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер противодействия.
Современная система государственного регулирования развития регионов зачастую не содержит необходимых корректирующих воздействий, направленных на выход регионов из депрессивного состояния.
Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.
Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.