Шпаргалки по экономической теории
19. Деньги: происхождение, сущность, функции. Природа современных денег.
Деньги имеют товарное происхождение, для развития и упрощения, а также для удобства обмена.
Деньги – универсальный товар.
Далее роль денег завоевывают драгоценные металлы (золото и серебро), а позже только золото.
Маркс: деньги – всеобщий эквивалент. «Полноценные деньги» - деньги как золото.
5 функций денег по Марксу:
1.мера стоимости (измерение стоимости любого товара),
2. средство обращения. Наличные деньги вступают в процесс обмена: покупка и продажа. Тут же возможны заменители «полноценных денег » по Марксу,т.е. денег как золото. У заменителей нет собств стоимости, но есть золотое содержание.
3. Средство накопления. Накопление золота в виду полноценных денег.
4. Средство платежа. Деньги не встречаются лицом к лицу (либо кредит либо аванс), т.е. БЕЗНАЛ.
5. Мировые деньги – в международных экономических отношениях. Маркс: в этом случае деньги выступают как слитки золота.
Современная эконом теория считает, что современные деньги (без золотого запаса) выполняют след функции:
1. Измерительная (мера стоимости)
2. Универсальное ср-во обмена (ГЛАВНАЯ функция). Это ср-во объединило наличные и безнал деньги.
3. Ср-во накопления.
Сегодня обеспечением современных денег явл товарное обеспечение.
20. Сущность и функции рыночной конкуренции
В рыночной экономике главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экон. выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. Она была названа борьбой всех против всех
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экон. оптимальные рез-ты пр-ва и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей.
Без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются основные функции конкуренции:
Регулирующая
фун-я конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по пр-ву каждого конкретного вида товара. Она указывает пр-лям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в пр-ве. Аллокационная
ф-ция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов пр-ва в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Инновационная
ф-ция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП. Адаптационная
ф-ция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды. Распределительная
ф-ция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма пр-ных благ среди потребителей. Контролирующая
ф-ция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Согласно исследованиям Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.2. Конкуренция среди товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены. 3. Угроза появления новых конкурентов. 4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.5. -||- покупателей.
Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:
- мобильностью ресурсов внутри рынка;
- свободными входом и выходом на рынок;
- независимостью действий продавцов друг от друга;
- однородностью произведенной продукции;
- объемом реализуемой продукции;
- доступностью и полнотой информации о ценах.
Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.
Несовершенная, монополистическая конкуренция возникла в конце XIX - начале XX вв. в связи с образованием монополий. Данный период характеризуется концентрацией капитала, возникновением акционерных обществ. Термин "монополия" в буквальном смысле слова означает наличие единственного продавца товара. Основными чертами монополистической конкуренции являются высокие монопольные цены и монопольные прибыли.