Шпаргалки по экономической теории
Черты монополистической конкуренции: 1)дифференциация продукции
. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других фирм. Дифференциация продуктов возникает благодаря существующим между ними различиям в качестве, сервисе, рекламе; 2)малые размеры и многочисленность фирм
; 3)низкие барьеры
(дифференциация пр-ции). Дифференциация продукта обеспечивает фирмам монопол преимущества и создает для фирмы преимущества; 4) несовершенная информация
Черты монополистической конкуренции:1.равновесная цена при монополистической конкуренции превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции, 2.при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный объем выпуска продукции.
Олигополия.
Основные черты олигополистического рынка: 1.однородность или разнородность продукции;2.Немногочисленность и крупные размеры фирм; 3.Крупные барьеры (размер фирмы); 4.Несовершенная информация (субъективный фактор).
При монополистической конкуренции решающей причиной несовершенной конкуренции является дифференциация продукта. Наличие особого (дифференцированного) продукта может затрудняться доступ конкурентов на рынок.
Дуополия
– простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.
Главная особенность моделей дуополии состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависят не только от ее решений, но и от действий фирмы – конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли.
Монополия
– высшее проявление несов. конкуренции.
Черты монополии: 1.уникальность продукции, 2.единственная фирма-гигант, 3.непреодолимые барьеры, 4.полная информация
Основные барьеры вхождения в монопол отрасль:
1.преимущества крупного пр-ва (вплоть до естественной монополии). В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии реальны лишь там, где такие предприятия способны существенно снижать издержки.
2.легальные барьеры. Кроме экон. барьеров монополию защищают правовые барьеры. Самый распространенный – право собственности. Легальной защитой пользуются и права интелл. собственности, т.к. надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение дает его владельцу монопольное право на пр-во соотв. продукции в течении определенного времени. Владелец патента может сам осуществлять монопольное право, а может предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Отсутствие патента лишает всяких привилегий.
3.нечестная конкуренция.
Крупный пр-тель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает большими возможностями, фактически сводящимися к применению грубой силы: конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта. Вытеснить с рынка честной борьбой мелкого конкурента бывает довольно трудно.
Разновидностью нечестной конкуренции является демпинг – умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения с рынка конкурента. Особенно много возможностей нечестной конкуренции таится в современной рекламе.
23. Спрос как экономическая категория. Закон спроса.
Спрос покупателей на товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремление человека к обеспечению для себя лучших условий жизни.
Спрос - это рыночная потребность в товарах подкрепленная покупательской способностью.
Величина спроса – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течении определенного времени.
ЗАКОН СПРОСА. По низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Ажиотажный (повышенный) спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный – к их снижению.
Закон спроса – при прочих равных условиях потребителями будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. (иная формулировка – закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции)
Предпосылки закона спроса: 1.уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным; 2.один и тот же потребитель может покупать большее количество подешевевшего товара. Данный эффект принято называть эффектом дохода, тк снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя; 3.подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление также имеет особое название – эффект замещения.