Шпаргалки по экономической теории
Инструменты бюджетной политики:
1.Гос. расходы 2.Гос. доходы 3.Гос. займы (гос. внутренние займы) 4.Гос. предпринимательство.
функции Гос бюджета: 1.
Перераспределение национ. дохода; 2.
Гос. регулирование и стимулирование экономики; 3.
Стимулирование НТП; 4.
Финансовое обеспечение социальной политики; 5.
Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Расходы гос бюджетов можно разделить на группы: 1.Военные и внешнеполитические расходы; 2.Социально-экономические расходы; 3.Расходы на гос управлению и охрану правопорядка; 4.Проценты по гос долгу.
Доходы бюджета .
Главная роль в мобилизации средств в гос бюджет принадлежит налогам. Под налогами понимают обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юрид и физ лицами. Основные налоги, обеспечивающие поступление в бюджет подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизы таможенные пошлины. Сущность налогов проявляется в их функциях: Фискальная, Регулирующая, Социальная.
Бюджетный дефицит
– это превышение расходов бюджета над его доходами.
Природа дефицита: 1.необходимость осуществления крупных финансовых вложений в развитие экономики. 2.в результате чрезвычайных обстоятельств. 3.кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. 4.Источники покрытия бюджетного дефицита – государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на государственные нужды.
57. Денежно-кредитная политика государства.
Совокупность гос. мероприятий в области денежного и кредита, получила название денежно-кредитной (монетарной) политики. Основные цели - обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и поддержание стабильности национальной валюты, Денежно-кредитную политику обычно проводят ЦБ.
В условиях падения пр-ва и увеличения безработицы ЦБ пытаются оживить экономику путем роста денежной массы (в целях расширения кредита) или снижения ставки банковского %. А экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях ЦБ стремятся предотвратить «перегрев» экономики при помощи повышения процента, сдерживания роста денежной массы.
Инструменты денежно -кредитной политики.
Процентная (дисконтная) политика. Это условия, на которых ЦБ в конечном счете кредитует КБ и тем самым определяет уровень банковского % в стране. Эффективность данного инструмента зависит от уровня развития денежно-кредитных отношений.
Установление норм обязательных резервов КБ которые они обязаны держать в ЦБ, с одной стороны способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных возможностей КБ, соответственно ограничителя. роста денежной массы.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ЦБ у КБ гос. ценных бумаг. В результате увеличивается (при покупке ЦБ ценных бумаг) либо уменьшается (при их продаже) объем денежных активов КБ в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и соответственно стоимости кредита.
58. Инвестиционная и структурная политика гос-ва
Чтобы добиться конъюнктурного подъема, необходимо активизировать гос и частные инвестиции. С этой целью гос-во может:
1.увеличить свои инвестиц. расходы, используя бюджетные и внебюджетные резервы и прибегать к дополнительным займам. Гос-во при этом остается в рамках своих плановых бюджетных затрат либо выходит за границы бюджетных возможностей, применяя способ дефицитного финансирования;
2.изменять бюджетный план в пользу большего финансирования конъюнктурных мер;
3.поддерживать рост частных инвестиций введением дополнительных налоговых льгот. Достаточно широко практикуется также метод допущения ускоренной амортизации. Он дает возможность предприятию направлять большую, чем это обычно разрешено, часть выручки на восстановление оборудования и тем самым легально уменьшать свой налоговый пресс в первые годы обновления производственного капитала;
4.сокращать налоговые ставки на доходы физических и юридических лиц;
5.предоставлять частному сектору субсидии, например, в целях повышения мобильности рабочей силы во всей экономике или прямой поддержки определенной отрасли.