Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
Реализация комплексного подхода наглядно демонстрирует актуальность проблемы согласования отраслевых и территориальных решений. Экономические интересы отраслевого и территориального подходов при определении перспектив развития регионального хозяйственного комплекса далеко не всегда совпадают. То, что выгодно с позиций отдельных отраслей, может не соответствовать интересам территориальной единицы, и наоборот. Единственно правильным критерием, объективно объединяющим интересы отрасли и территориальных единиц, является народнохозяйственный подход. В региональном воспроизводственном процессе взаимодействуют различные структуры системы управления: предприятия принимают решения о производстве той или иной продукции и масштабах производства; региональные органы власти — о создании тех или иных объектов общерегионального пользования; население решает, жить ли ему в этом регионе или уезжать, как использовать свои доходы; государство устанавливает правила взаимного поведения между всеми решающими центрами.
Классификация пропорций регионального воспроизводственного процесса
В зависимости от характера взаимосвязей между различными элементами воспроизводственного процесса можно выделить шесть групп пропорций (рис. 2.4).
Общеэкономические пропорции |
Макроструктурные пропорции |
Производственные пропорции |
Демографические пропорции |
Социально-экономические пропорции |
Экологические пропорции |
Финансовые пропорции |
Рис 2.4. Классификация пропорций регионального воспроизводственного процесса
1. Общеэкономические пропорции — пропорции, в наибольшей степени отражающие отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны. К числу общеэкономических пропорций относятся пропорции между:
• валовым общественным продуктом и ВРП;
• сбережением и потреблением в ВВП;
• реальным и финансовым секторами;
• крупными многоотраслевыми комплексами.
Общеэкономические пропорции формируются преимущественно в результате решений, принимаемых на федеральном уровне. И если эти решения взаимно противоречивы, то неизбежны нарушения в региональных пропорциях. Так, нарушение соотношения между сбережениями и потреблением может привести к тому, что либо рабочие места не будут обеспечены трудовыми ресурсами, либо, напротив, улиц, желающих трудиться, не окажется рабочих мест.
Региональные органы власти не могут непосредственно управлять процессом формирования общеэкономических пропорций региона, но они в состоянии на основе прогнозов, оценки ущерба предупреждать появление диспропорций.
2. Макроструктурные пропорции — соотношения между отдельными группами предприятий, объединенными в отрасли.
Пропорции данного вида включают соотношения между:
• районообразуюшими, обслуживающими и вспомогательными отраслями;
• добывающими и перерабатывающими отраслями производства;
• базовыми отраслями, производящими материальные блага, и инфраструктурными отраслями, обеспечивающими продвижение продукции от производителя к потребителю;
• масштабами инвестиционной деятельности и отраслями строительного комплекса;
• развитием сельского хозяйства и отраслями промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье;
• потребностью в транспортном обслуживании и развитием различных видов транспорта, дорожной сети.
3. Перечень производственных пропорций весьма обширен и включает в свой состав как соотношения между подотраслями экономики, так и конкретные соотношения между затратами одного вида ресурсов на выпуск другого.
С формирования структурно-производственных пропорций начинается предплановое обоснование перспектив размещения отраслей специализации и всей совокупности комплексирующих производств, при котором задаются общие контуры материально-технической конструкции региона. Структурные пропорции являются материально-вещественной характеристикой уровня комплексности развития региональной экономики. Формирование структурных пропорций призвано обеспечить равновесие между районообразуюшими и инфраструктурными отраслями. Нарушение структурных пропорций региона ведет к материальному ущербу и снижает общую эффективность развития региональной экономики. Так, из-за отсутствия дорог и плохого их состояния при перевозке теряется продукция, сокращается срок службы транспортных средств.