История развития приватизации в Москве.
Указом Президента России № 96 от 6 февраля 1995 г. "О втором этапе приватизации в г. Москве" была подкреплена правомочность московских подходов к разработке программы приватизации. Этот документ, получивший большой общественный резонанс, официально регламентировал особый, московский путь приватизации, отличный от российской схемы, установленной Госкомимуществом РФ. Указ расширил возможности воздействия властных столичных структур на ход приватизации. 20 сентября 1995 г. Московская городская Дума[6] на основе принятых в январе 1995 г. "Основных положений приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы" определила правовую базу столичной программы приватизации, в том числе "малой". Новый этап приватизации, по убеждению московских властей, требовал разработки и реализации индивидуальных планов, нацеленных на решение задачи реорганизации и модернизации предприятий в интересах горожан. В документе были не только обозначены цели, но и указаны средства их достижения, в основу которых легли защита прав собственника, привлечение инвестиций, дифференцированный подход к совершенствованию управления приватизированными предприятиями. Кроме того, впервые было указано на необходимость возложения многих приватизационных функций на региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления с предоставлением им адекватных прав и полномочий. В июне 1998 года Московской городской Думой был продлен срок действия Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в г. Москве.
Помимо вышеуказанных основополагающих и программных документов, регулирующих проведение приватизации в Москве, Правительство Москвы выпустило ряд постановлений, определяющих практику и механизм текущей работы приватизации. К числу таких нормативных актов относятся постановление Правительства Москвы № 221 от 14 марта 1995 г. "О реконструкции и модернизации предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы на основе инвестиционных контрактов", распоряжение Мэра № 516 от 26 сентября 1995 г. "Об упорядочении управления имущественным комплексом Москвы", постановление Правительства Москвы № 840 от 17 октября 1995 г. "О введении в действие Положения о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г. Москвы", постановление Правительства Москвы № 928 от 14 ноября 1995 г. "О работе Фонда имущества г. Москвы в области приватизации государственных и муниципальных предприятий".
Постановлением Правительства Москвы № 221 от 14 марта 1995 г. утверждался общий порядок составления, заключения и контроля исполнения инвестиционного контракта, являвшегося основным документом, регламентирующим взаимоотношения города, предприятия и инвесторов при передаче муниципальных объектов недвижимости в виде доли в уставный капитал предприятия. Если трудовые коллективы были не в состоянии выкупить свои помещения, им предлагался инвестор, заинтересованный не только в финансировании выкупа и реконструкции, но и в сохранении профиля предприятия. В документе определялся прежде всего порядок рассмотрения и утверждения соответствующих инвестиционных проектов с приобретением в конечном счете нежилых помещений, причем предусматривались возможности использования, как собственных средств предприятия, так и привлеченных капиталов, в том числе со стороны инвесторов. Распоряжением Мэра № 516 от 26 сентября 1995 г. в структуре Правительства Москвы было выделено звено, ответственное за весь имущественно-земельный комплекс и проведение единой рыночной политики, связанной с городской недвижимостью.
На образованный комплекс управления имуществом города был возложен весьма обширный круг задач:
а) обеспечение эффективного использования городского имущества, включая недвижимость и землю;
б) организация работы по инвентаризации госсобственности на территории города и по ее разграничению на федеральную и муниципальную; в) подготовка и реализация Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в собственности г. Москвы; г) разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность органов столичной администрации в части приватизации и управления имуществом, правопреемственности приватизируемых или ликвидируемых предприятий; д) принятие решений о создании, реорганизации и управлении имуществом унитарных предприятий муниципальной собственности; е) организация взаимодействия структур Правительства Москвы с субъектами рыночной инфраструктуры в вопросах, касающихся московского имущественного комплекса;