История развития приватизации в Москве.
Создание правовой среды позволило осуществлять рыночные оценки капитала (недвижимости, бизнеса, машин, оборудования) в формирующейся рыночной экономике города. Федеральным законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности" № 135-ФЗ, принятым в июле 1998 года, определяются правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов оценки, и предписывается обязательность проведения оценки объектов оценки в целях их приватизации. Право на проведение оценки объекта приватизации является безусловным. Вместе с тем действующими Временными указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, начальная цена предприятия, величина уставного капитала определяются по данным бухгалтерской отчетности[4]. Одним из положений Закона "Об оценочной деятельности" предусматривается возможность корректировки данных бухгалтерского баланса и отчетности по результатам независимой оценки. 1 февраля 2001 года Департаментом выпущено распоряжение "Об определении начальной цены имущественного комплекса приватизируемого предприятия и величины уставного капитала", необходимость которого была вызвана отсутствием стандартов оценки, обязательных к применению Законом "Об оценочной деятельности". Распоряжение предусматривает до утверждения Правительством Российской Федерации стандартов оценки возможность применения действующих нормативных документов: Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы, утвержденных постановлением Московской городской Думы № 85 от 02.10.96, Методики определения начальной стоимости здания - памятника истории и культуры города Москвы, утвержденной постановлением Московской городской Думы № 6 от 17.01.96.
На первых этапах приватизация рассматривалась как разгосударствление собственности (на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы, государственные предприятия). Отсюда массовость, сжатые сроки, проведение приватизации исключительно по федеральным законам, не всегда учитывающим особенности на местах. Теперь, когда общество привыкло к иным собственникам, кроме государства, приватизацию необходимо рассматривать как один из элементов (механизмов) отчуждения собственности в рамках общей стратегии управления собственностью. Это является одним из определений Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с инымисобственниками. На первое место выходит приватизация бизнеса предприятия. Практика показывает существенную разницу в оценке предприятия как имущественного комплекса и бизнеса, зависящего от влияний физических, финансово-экономических, социальных и политико-правовых. Назрела необходимость понимания факторов, создающих стоимость приватизируемого предприятия. Учитывая реалии сегодняшнего дня, Департамент внес свои предложения и поправки в новый проект Федерального закона о приватизации, в значительной степени ограничивающий права субъектов Федерации и муниципальных образований и не допускающий инициативы на местах по учету региональных особенностей. Поправки касались таких разделов, как: - проведение реструктуризации имущественного комплекса предприятия и формирование объекта приватизации; - статус и функции "Золотой акции" как реально эмитируемой привилегированной акции, объем прав владельца которой (государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) определяется в соответствии с конкретикой предприятия; - введение новых способов приватизации для предприятий с малым капиталом путем преобразования их в общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества; - уточнение статуса продавца и его функций в части управления приватизируемым предприятием;
- введение управляющего пакета и представление его по опциону для администрации или иных приобретателей.
Сегодня принят закон о приватизации в Москве. Он стал экономическим инструментом для развития города. Стратегия при определении количественных и стоимостных пропорций городского имущества строится на основе оптимального отношения между продаваемыми и остающимися в собственности города предприятиями.