Мировая экономика в XIX веке
К 1870 г. на сравнительно небольшой территории Англии возникла густая сеть железных дорог общей протяженностью 25 тыс. км. Островное положение ее способствовало развитию судостроения. Общий тоннаж торгового флота Англии охватывал около 60% мирового тоннажа. Это позволило ей превратиться в «мирового перевозчика», нажившегося на больших фрахтовых платежах.
Сельское хозяйство страны играло второстепенную роль. Но и здесь происходил рост капиталистического предпринимательства. Характерной была огромная концентрация землевладения. С ростом городов резко повысился спрос на продовольственную продукцию. Арендная плата выросла в 5-10 раз. Мелкие арендаторы выплачивать ее не могли и разорялись. Основной фигурой аграрных отношений стал крупный фермер, арендующий землю и использующий наемный труд.
Внешняя конкуренция заставила увеличивать капиталовложения и интенсифицировать производство, применяя машины (плуг, сеялку, молотилку, веялку), минеральные удобрения, улучшенные семена, племенной скот. В итоге урожайность зерновых в середине XIX в. в Англии была вдвое, а продуктивность животноводства – в 2,5 раза выше, чем во Франции. Однако сельское хозяйство не удовлетворяло спрос, и значительную часть сырья и продовольствия приходилось ввозить из других стран.
В XIX в. Англия стала крупнейшим в мире финансовым центром. Акционерные коммерческие банки предоставляли капиталистический кредит, займы правительству под высокие проценты. «Избыточный» капитал вывозился за границу в виде займов и кредитов иностранным капиталистам. Международные финансовые сделки совершались, как правило, в Лондоне, а иностранные валюты ориентировались на английский фунт стерлингов.
На всем протяжении XIX в Англия прочно удерживала лидерство по размерам внешнеторговых операций. Ее товары быстро завоевали мировой рынок, товарооборот достиг 1/4 мирового. Это обусловило переход к политике «фритредерства» – свободной неограниченной торговле.
Однако с середины XIX в. торговый баланс Англии стал пассивным. Пассив покрывался «невидимым экспортом» – доходами от вывоза капитала, фрахтовых платежей.
Экономический подъем в XIX в. опирался и на колониальную эксплуатацию: завершилось завоевание Индии, были захвачены Сингапур и Гонконг, присоединена Новая Зеландия и ряд территорий в Африке, усилилось порабощение Ирландии. Обширная колониальная империя, представлявшая для Англии важнейший рынок сбыта и источник дефицитного продовольствия и сырья, все более выходила на первый план в хозяйственной системе Англии.
Так Англия стала не только «мастерской мира», «мировым перевозчиком», но «владычицей мира».
Франция
Во Франции в период средневековья сложилась наиболее устойчивая система феодальной иерархии и абсолютизма. Несмотря на развитие капиталистических отношений, дворянство прочно удерживало государственную власть и привилегии, прежде всего монополию на землю, основную часть пахотных земель, лугов, лесов. В то же время развивался дворянский паразитизм. Главный производитель – крестьянство в основной массе не имело собственной земли, было «задавлено» оброками, принудительными работами в господском хозяйстве, испытывало тройной гнет – со стороны дворянства, короля и церкви. Это вызывало резкое недовольство крестьянства.
Однако капиталистический уклад постепенно формировался, в частности, в основных зерновых районах Севера развивалось фермерство. В то же время сохранение монополии дворянства на землю вызывало отлив капитала сельской буржуазии в сферу торговли и ростовщичества. Последнее и стало главной сферой первоначального накопления капитала во Франции.