Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса
Наше отставание особо проявляется по сравнению со странами Запада, где уже образовался емкий рынок экотехники и возникли целые отрасли, специализирующиеся на выпуске противозагрязняющего оборудования, оказывающего положительное влияние на экономический рост.
Не менее актуальна проблема энергообеспечения. Даже при рациональном использовании энергии 70% ее теряется, из-за чего происходит дополнительный обогрев окружающей среды. Использование имеющихся энергоисточников приводит к выбросу в атмосферу 200 млн.т оксидов серы и азота ежегодно. Это также усиливает парниковый эффект и изменяет климат. Не решена проблема захоронения радиоактивных отходов и их транспортировки.
Среди путей решения проблемы энергообеспечения можно назвать следующие:
развитие самой системы энергообеспечения, снижение энергоемкости производства (это наблюдается в ряде развитых стран, особенно в США); интернационализация мировой энергетики; переход на возобновляемые источники энергии – солнечной, ветра, океанической, гидроэнергии (в отличии от возобновляемых источников, которые будут исчерпаны в обозримом будущем (40-60 лет), они безвредны и беспредельны).
Разработана государственная программа охраны окружающей среды, включающая широкое введение и увеличение платы за загрязнение окружающей среды, обеспечение возможностей рациональной эксплуатации природных ресурсов, регулирование цен на природоемкую продукцию. Для установления должного уровня платы за природные ресурсы необходимо, чтобы она включала в себя не только затраты на сохранение экологического равновесия, но и дифференциальную ренту. По мере истощения лучших природных ресурсов она будет расти, вызывая изменения в динамике оптовых цен на сырье. В решение этой проблемы должны включиться рыночные силы: спрос, предложение, изменения конъюнктуры.[5,207]
Экономические платежи позволяют решить следующие задачи:
· обеспечить учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;
· согласовать интересы предприятий сферы природопользования и потребителей естественных ресурсов между собой, а также с интересами народного хозяйства в целом;
обеспечить изъятие дифференциальных доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия;
· отразить специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами;
· компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних их сферы традиционного использования или ухудшении их качества; хотя бы частично возместить ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.[12,96]
С учетом инфляционных процессов ставки экологического и земельного налогов неоднократно пересматривались.
Законом «Об охране окружающей среды» (1992 г.) регламентировано создание внебюджетных фондов охраны природы, одним из основных источников формирования которых стали платежи за загрязнение окружающей среды. С этого времени платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также за размещение твердых отходов стали поступать не в местные бюджеты, поскольку расходовались они чаще всего безадресно, а во внебюджетные фонды охраны природы (10% - в республиканский, 30% - в областные, 60% - в районные и городские фонды), средства которых идут только на цели оздоровления окружающей среды, строительство очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, научные исследования в области экологии, развитие экологического воспитания и образования и прочие нужды, связанные с охраной окружающей среды.
За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов в 15-кратном. Поскольку в этом случае налог изымается из прибыли предприятий, такое ужесточение должно послужить стимулом к соблюдению природоохранных норм, снижению природоемкости производства.[13,159]