Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса
История цивилизации включает сложные отношения общественных и природных систем. Их можно проследить через процесс перехода от материальных культур с относительно низкими нагрузками на природные комплексы к материальным культурам с более высокими параметрами данных нагрузок. Особо следует выделить период после второй мировой войны. Общество вышло на совершенно новый уровень нагрузки на природные комплексы, что связано с исключительно быстрым ростом масштабов производства, численности населения и его концентрацией в городах. Характерным для данного этапа является отставание накопления экологических знаний и использование технических систем с крайне высокими нагрузками на природные комплексы, а также отсутствие общего регулирования развития производства в соответствии с потенциалом допустимой нагрузки на природные комплексы. Значительно ухудшается состояние земельных ресурсов, обостряется проблема антропогенной нагрузки водных ресурсов и воздушной среды, лесов, почвы, Мирового океана и климата. Это привело к кризису жизненных ресурсов, который распространился на энергетическое обеспечение человека, его продовольственный фонд, возобновляемые и не возобновляемые ресурсы. Так, за последние 25-30 лет в мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. Ежегодно нашу планету загрязняют примерно 100 млрд. т твердых отходов, 2 тыс. км3 сточных вод и более 25 млрд. т выбросов в атмосферу углекислого газа; почвенная деградация затронула почти 2 млрд. га площадей, что нанесло ущерб благосостоянию 1млрд. человек; более 2/3 угодий коммерческого вылова рыбы вследствие чрезмерных его объемов полностью или частично уничтожены; 1,7 млрд. человек страдают от дефицита пресной воды; 20% заболеваний в бедных странах мира вызваны экологическими факторами; в основном за последнее столетие Земля лишилась 45% естественных лесных массивов; вследствие глобального потепления климата в XXI веке уровень Мирового океана может подняться в среднем на 50 см, что приведет к затоплению значительной части прибрежных районов многих стран мира.*2 При этом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное – в отходы,
загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий, технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными. За все развитие человечества из-за непродуманного ведения земледелия и животноводства, привело к эрозии и опустыниванию, оно потеряло почти 2 млрд. гектар продуктивных земель. Если этот процесс не будет остановлен, то, согласно прогнозу ООН, к концу тысячелетия планета утратит 1/3 земель, которыми люди располагали еще в 70-е гг.н.в. В нашей стране объективные эколого-экономические противоречия, обусловленные характером производства, усугубились господством порочного отношения к природе как к ресурсу. Зонами экологического бедствия стали целые регионы бывшего СССР. Это районы, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, Приуралье, на грани экологического кризиса Калмыкия, Приднепровье, Донбасс, Урал, Кузбасс, Байкал и т.д. В государствах бывшего СССР 70 млн.человека проживает в городах, где количество вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимые концентрации в 5 раз, а 43 млн.человек – в 15 и более раз. Эрозии подвержены 373 тыс.кв.км леса.
В 68 индустриальных центрах бывшего СССР уровень загрязнения в 10 раз превышал установленные нормы, а уровень заболеваемости здесь в 1,5-2 раза выше, чем в целом по стране.
В 2002 году показатели сброса в водные объекты выросли на 119 млн. куб.м. по сравнению с 2001 годом Объем образования твердых токсичных отходов за последние семь лет вырос почти в три раза. По данным МПР России объем образовавшихся за 2002 год отходов в целом по отрасли оценивается в 116,4 млн. тонн, из них IV класса опасности - 11,98 млн. тонн, V класса опасности - 102,16 млн. тонн. Наряду с другими механизмами, тем не менее, нельзя недооценивать роль ежегодного бюджетного финансирования. Поэтому Комитет по экологии ежегодно пытается увеличить расходы федерального бюджета на охрану окружающей среды. Например, в проекте бюджета на 2004 год предусмотрено увеличение этих расходов в среднем на 16%, что больше заложенного в бюджете процента инфляции.*