Конкурентоспособность в малом бизнесе.
3.
Конкурентные стратегии.
Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует только на снижение цены или усиление рекламы.
Каких конкурентов атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако, если найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.
Вот три выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:
1. Абсолютное превосходство по издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.
2. Специализация позволяет стать лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия – ориентироваться на безликого «среднего» покупателя.
3. Концентрация усилий на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии средств, а для лидерства.
Следует выделить еще раз, что в основе надежной конкурентоспособности лежит уникальность торгового предложения
.
2.2. Подходы к оценке конкурентоспособности малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики обладают как конкурентоспособными преимуществами, так и определенными недостатками перед другими субъектами рыночных отношений. Для дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства необходимо выявить его сильные и слабые стороны.
Основными преимуществами субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.
Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.
Таким образом, анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- более быструю адаптацию к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большие возможности для реализации своих идей, проявления способностей;
- более низкую потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Субъекты малого предпринимательства имеют не только сильные, но и слабые стороны в области конкурентоспособности. Прежде всего, их уязвимость выражается в том, что при недостатке собственных финансовых средств они вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления своей деятельности. Очень часто существование малых предприятий находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования каких-либо субсидий.
Участие субъектов малого предпринимательства в конкурентной борьбе осложняется тем, что они не в состоянии диктовать цены в соответствующей области товаров и услуг, как это делают крупные фирмы, они могут лишь следовать ценовой политике. Это приводит к тому, что малые предприятия просто вынуждены постоянно снижать издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, ведь продавать даже в течение короткого периода себе в убыток они позволить не могут, в отличие от крупных, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш на рынке или вытеснения конкурентов.
Другим, наиболее эффективным путем для них является учет факторов неценовой конкуренции, то есть завоевание потребителей более высоким качеством и надежностью своих товаров и услуг, их внешним видом, дизайном упаковки, более длительными сроками гарантийного ремонта, пакетом сопутствующих и дополнительных услуг.