Большой и малый бизнес – соперники и партнеры
Будучи сделанными по «образцу и подобию» модельного предприятия – образца, оставаясь в прямой зависимости от компании – франчайзера, владельцы компаний – клонов практически лишены возможности для проявления своих предпринимательских способностей, даже если они у них имеются. Ведь успешность их деятельности зависит не от предпринимательских, рискованных действий, а от тщательного и пунктуального выполнения предписаний и формализованных процедур, спущенных франчайзером.
Основные различия вышерассмотренных трех разновидностей мелких компаний приведены в таблице 1 (стр. 45).
Симбиоз и синергия (большой + малый).
Несмотря на наличие многих успешных примеров кооперации малых предприятий, по большей части «объединения равных» оказываются недолговечными. Неожиданно открывающиеся новые возможности перед тем или иным участником альянса порой приводит к выпадению одного из «звеньев» производственной цепочки, что нередко ведет к полному развалу объединения. Кроме того, взаимное недоверие и отсутствие готовности порой поступиться собственными интересами ради общих выливается не только в нестабильность, но и в серьезные трудности и большие затраты на стадии формирования подобных альянсов
Как показывает практика, более стабильными являются сетевые организации с явно выраженным центром – крупной компанией, которая выступает в качестве организующего звена из мелких и средних производственных или сервисных компаний.
Подобные сетевые структуры используются в системе здравоохранения. В этом случае госпиталь или поликлиника являются «стержнем», использующим услуги и дающим работу большому количеству самостоятельно практикующих врачей, лабораторий, медработников и т. д. по аналогичной схеме действуют многочисленные страховые компании, всевозможные агентства.
Среди производственных хрестоматийную популярность приобрели такие компании, как Reebok, Nike, Benetton. Например, Benetton осуществляет дизайн изделий и координирует рекламу, маркетинг и реализацию. Компания также участвует в непосредственном производстве, осуществляя специальную обработку тканей. Эта фирма является осью, вокруг которой сгруппировано большое количество средних и мелких итальянских компаний, находящихся с ней в партнерских отношениях. Компании, входящие в ее систему, имеют возможность получать целевые займы под выгодный процент и пользоваться банком данных при проектировании и организации производственных процессов. Benetton помогает в техническом перевооружении малых компаний, предоставляя кредиты или передавая оборудование по лизингу. Также Benetton обеспечивает всестороннюю поддержку и техническое содействие мелким партнерам, что позволяет последним обеспечивать постоянный рост производительности и качества.
Благодаря всему вышесказанному, таким компаниям удается производить конкурентную продукцию. «Стержневым» компаниям, координирующим деятельность сетевых образований, приходится решать задачи более сложные, чем руководящему звену крупных традиционных компаний. Ведь они вынуждены иметь дело с самостоятельными деловыми организациями, как правило, работающими одновременно для целого ряда клиентов. Требуются отличные методы воздействия и, что особенно важно, исключительная гибкость и приспособляемость. Решить эту задачу позволяет использование последних достижений компьютерных и информационных технологий.
Узкая специализация сетевых компаний позволяет им постоянно совершенствовать качество и снижать себестоимость. Они лишены внутренней бюрократии, а жесткая конкурентная среда заставляет их непрерывно совершенствоваться.
Практика доказала жизненность сетевых компаний, позволяющих малым приобретать преимущества крупных. При хорошем управлении они способны быть экономически эффективными, формировать глобальные брэнды и вести мировые операции.
Франчайзинг является особой разновидностью вышеописанных организаций. Основное отличие в координационном механизме. Как правило, головная компания – франчайзер имеет значительный контроль над деятельностью мелких компаний. Мелкие компании, используя тщательно отработанное производственное и сервисное ноу-хау, получая постоянную техническую поддержку и используя хорошо раскрученную торговую марку головной компании, получают мощные конкурентные преимущества перед их конкурентами, действующими в одиночку.