Большой и малый бизнес – соперники и партнеры
Низкие накладные расходы. Установлено, что в традиционной организации, по мере ее расширения, объем решаемых управленческих задач растет в геометрической прогрессии и, соответственно, имеет место рост удельных накладных расходов. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.
Использование «малых ниш». По мере насыщения рынков сбыта возрастает важность открытия новых товарных ниш. В отличие от крупных компаний, руководствуется идеей масштабности бизнеса, их мелкие конкуренты не упускают возможности вхождения в подобные микрониши. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, им нередко удается расширить данную нишу, которая, со временем, может стать новым крупным источником дохода.
Инновационный потенциал. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес – среде, в технологии и преференциях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые постоянно идти на риск ради движения вперед. Однако малый размер компаний, отсутствие или невозможность выделить или привлечь требуемые для разработки и внедрения инноваций ресурсы резко ограничивает и приземляет круг реализуемых нововведений, особенно ресурсоемких.
Несмотря на свою схожесть по ряду вышеперечисленных качеств, существуют серьезные различия между компаниями, относимыми к одной категории – «мелкий бизнес». Условно все многообразие существующих видов можно разнести на три группы, которые образно назовем: «подростки», «карлики» и «клоны».
«Подростки»
- это те компании, для которых пребывание в категории «мелких» является временным. Их сверхзадача – как можно быстрее вырасти и втиснуться в ряды крупных компаний. Все мировые лидеры бизнеса когда-то были «подростками» и многие, как Ford, Apple, Sony, Hewlett Packard, начинали свои операции в гараже или небольшом ангаре. Однако их основатели с самого начала были движимы грандиозной мечтой – стать со временем мировым лидером в своей сфере. Амбициозное видение реализовывалось в агрессивной стратегии постоянного расширения. Риск – это неизбежный спутник компаний данного типа. Во главе организаций – «подростков», как правило, стоят изобретатели и одержимые идеей предприниматели, которые зажигают и ведут за собой других. Правда, длится это не долго, при выходе компании из «подросткового» возраста и смене приоритетов основатели – предприниматели, как правило, оказываются вынуждены уступить свое место профессиональным менеджерам.
«Карликами»
рождаются или становятся. Многочисленные традиционные мелкие предприятия, в основном в сервисном секторе: рестораны, ремонтные мастерские, адвокатские конторы и т. д., достались нынешним владельцам по наследству. Другие были созданы новыми предпринимателями. Но в отличие от их коллег – владельцев «подростковых» предприятий – их видение ограничивалось рамками «малого бизнеса». Тому две основные причины: сам характер данного бизнеса, подразумевающий реализацию в рамках малых форм, или основатели лишены амбиций и способностей для прорыва в новую размерную категорию. Следует отметить, что нередко, на каком-то жизненном этапе, некоторые «карлики» неожиданно начинают расти. Это может быть связано с серьезными подвижками в деловой среде, неожиданно открывшимся возможностям или с приходом нового владельца с амбициозным видением.
Компании – «клоны».
Клонирование или франчайзинг – передача, на коммерческой основе, торговой марки, ноу – хау и оказание необходимой помощи сторонним организациям в налаживании и ведении собственного бизнеса. Жизнь показывает, что успех сопутствует тем корпорациям, которые не следуют лишь одному из обозначенных приемов, а используют вместе, формируя наиболее примерные комбинации. Последние десятилетия, по мере популяризации и все более широкого распространения в практику франчайзинга, наблюдается рост числа малых компаний, наблюдается рост числа малых компаний, работающих по эксклюзивной лицензии, полученной от франчайзинговых компаний. Нередко схожие с компаниями – «карликами» по размеру и организации, они имеют ряд принципиальных отличий. Во-первых, они не «рождаются» и не «развиваются». Они искусственно создаются, «клонируются» по жестко отработанной модели, при всесторонней помощи и под наблюдением головной компании.