Глобализация вчера и сегодня
Хотя, как было показано выше, связанные с глобализацией риски зачастую утрируются, кое-кто преуменьшает их, заявляя: «Глобализация была всегда, в ней нет ничего особенного». Действительно, в конце XIX - начале XX веков в мировой экономике шел активный интеграционный процесс. Например, в конце XIX века активность внешней торговли, движения капиталов, миграционных потоков была не меньшей, чем сейчас. Если обратиться к вопросу о роли ТНК, то вспомним о великой Ост-Индской компании, фактически проторившей дорогу британскому завоеванию Индии, а также о голландской Ост-Индской компании, под властью которой в тот период находилась Индонезия. Европейская экспансия сопровождалась образованием поселений на вновь открываемых или завоевываемых землях, а также быстрым ростом торговли. Наблюдалось активное движение капитала, связанное с финансированием строительства железных дорог в Африке и добычи полезных ископаемых по всему миру. Многие историки сходятся в том, что в период между двумя мировыми войнами произошла лишь приостановка общей тенденции к расширению мировой торговли и инвестиций, а также в том, что послевоенная либерализация товарных и инвестиционных потоков послужила предпосылкой к возобновлению трендов, сформировавшихся еще до Первой мировой войны. Правда, в таких рассуждениях упускается из виду тот факт, что нынешняя глобализация имеет свои фундаментальные особенности, придающие ей особый, зачастую весьма радикальный характер.
Во-первых, начальный этап интеграции мировой экономики имел в своей основе прежде всего технические инновации в области транспорта и связи, а не изменения в политике государств. Да, в 1846 году британский премьер-министр Роберт Пиль аннулировал Закон о торговле зерном и тем самым в одностороннем порядке ввел в Англии принципы свободной торговли, что стало первой серьезной попыткой отхода от политики меркантилизма. Известно и то, что многие европейские государства, например, Франция, также пытались либерализовать свою экономику. Однако историки до сих пор не пришли к единому мнению, действительно ли эти шаги были вдохновлены успехом применения фритредерских принципов в Великобритании (как полагал Пиль).
Интеграция мировой экономики в конце XIX века явилась результатом не столько изменений в государственной политике, сколько революции в области железнодорожных и морских перевозок. Технический прогресс привел к необычайному снижению стоимости транспортировки и коммуникаций. Обозреватель «Файнэншл таймс» Мартин Вульф отмечал: «Первый трансатлантический телеграфный кабель был проложен в 1866 году. К концу века все части света оказались соединены телеграфом, что снизило время, затрачиваемое на связь между ними, с месяцев до минут».
Темпы научно-технического прогресса, обеспечивающего перемещение товаров, услуг и знаний между государствами все более дешевыми и быстрыми способами, со временем не замедлились, а, по оценке многих исследователей, даже ускорились. Вульф пишет по этому поводу: «В современных ценах стоимость трехминутного телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном упала с 230 долларов в 1930 году до нескольких центов сегодня. По сравнению с 1986 годом сейчас количество трансатлантических каналов для передачи речи возросло со 100 тысяч до более чем 2 миллионов, а узлов всемирной сети интернет - с 5 тысяч до более чем 30 миллионов ».
Тем не менее, в наше время наиболее значимые сдвиги относятся к масштабам государственного вмешательства в экономику: во всем мире снижаются барьеры на пути потоков товаров и инвестиций. Историю современной глобализации следует писать чернилами двух цветов: одним обозначать научно-технический прогресс, а другим - государственную политику. Как уже говорилось, даже первоначальное неприятие глобализации бедными странами устойчиво сменяется все большим ее признанием. Правда, тут стоит обратить внимание на обстоятельство, которое не может не вызывать беспокойства: правительства способны не только содействовать глобализации, но и повернуть ее вспять. Этот факт нельзя упускать из виду. Ведь в свое время глобализация оказалась прервана почти на полвека из-за принятия в США в 1934 году печально известного закона Смута-Хоули, что стало сигналом к возведению всеми государствами новых торговых барьеров. Спад международной торговли и инвестиций после Первой мировой войны продолжился в период Великой депрессии вплоть до Второй мировой войны.