Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере.
- В системе реформирования оплаты труда предусмотреть механизм поддержания соотношения между средней заработной платой в отраслях бюджетной сферы и промышленности (или внебюджетной сфере) не ниже 80-100%.
- Согласовать сроки реализации мероприятий Концепции с планируемой реформой местного самоуправления. - Предусмотреть конкретные формы участия профсоюзов при определении порядка и условий применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий) в организациях с бюджетным финансированием.
- В нормативных актах, которые будут подготовлены в развитие Концепции, упорядочить механизм установления стимулирующих и компенсационных выплат.
- В проекте ФЗ «О системах заработной платы работников бюджетной сферы» предусмотреть общефедеральный и общеотраслевой порядок и сроки индексации оплаты труда.
- Унифицировать подходы к построению отраслевых тарифных систем, придерживаясь принципа «равной оплаты за равный труд».
- Провести апробацию предлагаемой системы оплаты труда (в порядке эксперимента) первоначально в нескольких регионах и крупных городах. Наработать систему соответствующих законодательных и нормативных актов на региональном и местном уровне с последующим распространением ее в масштабах всей страны.
Начиная с 2000 года, приоритетом в области социальной защищенности работников организаций бюджетной сферы Московской области является повышение их заработной платы.
В 2006 году было предусмотрено осуществление дальнейшего повышения заработной платы работников отраслей бюджетной сферы с целью доведения средней заработной платы по отраслям бюджетной сферы до 8000 рублей, в том числе основной категории указанных работников – специалистам до 10000 рублей.
На эти цели израсходовано 5,8 млрд. рублей прироста доходов бюджета, а общий объем расходов бюджета на выплату зарплаты составил более 30 млрд. рублей, это третья часть всех расходов бюджета области.
В 2006 году заработная плата работников бюджетной сферы была вновь повышена более высокими темпами, чем у работников федеральных учреждений. Уже сейчас ее размер в 1,5 раза выше федеральной. В 2006 году это соотношение было доведено до 1,8 раза.
В 2006 году заработная плата работников бюджетной сферы была повышена 3 раза: с 1 января размер 1 разряда Единой тарифной сетки был доведен до 1100 рублей, тогда как у федеральных бюджетников он повысился только с 1 мая. Кроме того, заработная плата для младшего обслуживающего персонала доведена до прожиточного минимума; с 1 мая она повысилась для специалистов и младшего обслуживающего персонала на 10 процентов и с 1 ноября – для этих же категорий в образовании - на 20 процентов и в здравоохранении – на 30 процентов.
Таким образом, задача, поставленная Президентом Российской Федерации, по повышению к 2008 году заработной платы работников бюджетной сферы в реальном выражении в 1,5 раза в Московской области выполнена к концу 2006 года, и ее реальный уровень возрос в 2 раза.
В результате к концу 2006 года средняя заработная плата работников бюджетной сферы составила 8231 рубль, у руководителей – 11905 рублей; специалистов – 10589 рублей, молодых специалистов – 7986 рублей, младшего обслуживающего персонала и технических работников – 4709 рублей.
Приложения.
ТАБЛИЦА РАЗРЯДОВ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ
СФЕРЫ
|Разряды оплаты труда |Тарифные коэффициенты |
|1 разряд |1,0 |
|2 разряд |1,3 |
|3 разряд |1,69 |
|4 разряд |1,91 |
|5 разряд |2,16 |
|6 разряд |2,44 |
|7 разряд |2,76 |
|8 разряд |3,12 |
|9разряд |3,53 |
|10 разряд |3,99 |
|11 разряд |4,51 |
Таблица 1. Показатели роста заработной платы работников бюджетной сферы в 2005-2008 годах | |||||
2004 год (отчет) |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб. |
5078 |
6360 |
7599 |
8601 |
9875 |
Превышение темпов роста заработной платы над темпами инфляции |
1,14 |
1,12 |
1,07 |
1,10 | |
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц |
2602 |
3052 |
3375 |
3669 |
3950 |
Соотношение зарплаты и прожиточного минимума |
1,95 |
2,08 |
2,25 |
2,34 |
2,50 |
И с т о ч н и к: Бюджетная политика 2006-2008 годов. - М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2005. - С. 8. |