Модели воспроизводства
В экономико-математических моделях макроэкономики, предлагаемых в настоящей главе, сделан упор на разработку экономической части гипотезы. Математический аппарат содержит возможность совершенствования.
Модели основываются на детерминированном подходе, т.е. предполагают возможность выбрать и реализовать самый оптимальный вариант экономического развития. Модели разрабатываются с целью сделать их инструментом органов государственного управления, обеспечив последним возможность выполнения их функций. Они указывают рычаги, с помощью которых обеспечивается полная управляемость экономики, возможность переводить ее на нужную магистраль развития и удерживать ее на этой магистрали.
Каждая модель должна обеспечивать прогнозирование последствий, к которым могут привести те или иные управленческие решения и, соответственно, избегать управленческих ошибок. С ее помощью должно вовремя выявляться влияние любых случайных факторов, действующих на народное хозяйство, создавая, таким образом, возможность оперативной нейтрализации этих факторов. Короче говоря, детерминированный ход экономического развития страны является не предпосылкой модели, а должен стать результатом использования ее органами управления.
Наиболее значимым примером использования теоретической модели для исследования процесса воспроизводства является отдел третий «Воспроизводство и обращение всего общественного капитала» второго тома «Капитала». Этот пример полезно рассмотреть с точки зрения сформулированной выше гипотезы.
Модели воспроизводства, использованная Марксом, основывалась на структурной составляющей, определяющей, что общественное производство состоит из двух подразделений, и включала следующие допущения (не сформулированные в тексте «Капитала»):
·• целью общественного производства является рост величины прибавочной стоимости, которая присваивается классом капиталистов;
·• прибавочная стоимость возникает в результате нарушения принципа эквивалентности обмена при продаже рабочим своей рабочей силы капиталисту;
·• во всех остальных случаях товарно-денежный обмен в системе «народное хозяйство» осуществляется на эквивалентной основе;
·• производительность общественного труда остается постоянной, а расширенное воспроизводство имеет экстенсивный характер.
Эта модель, несомненно, имеет право на существование, но в то же время обладает серьезными недостатками. Прежде всего, это недостаточная последовательность в применении принципа эквивалентности обмена. Кроме того, нуждается в корректировке структурная составляющая модели. И, наконец, эта модель абстрагирована от влияния интенсивного фактора роста производства, т.е. не предусматривает возможности изменения таких переменных величин, как производительность труда, норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала, уровень заработной платы и ряда других.
Структуру модели образуют следующие компоненты:
·• три подразделения общественного производства, соответствующие трем составляющим строения стоимости;
·• государственный бюджет, который является посредником при расчетах подразделения III с двумя другими подразделениями;
·• население страны, которое получает денежный доход от всех трех подразделений и расходует его на приобретение товаров второго подразделения.
Структура общественного воспроизводства.
Модель пока полностью абстрагирована от неэквивалентности обмена при реальном товарно-денежном обращении, которое будет рассматриваться в третьей части сочинения. Кроме того, модель абстрагирована от внешней торговли и от непроизводительной системы денежного обращения внутри страны.
В связи с принципиальным изменением трактовки данного раздела теории необходимы новые определения используемых понятий. Эти определения, разумеется, относятся исключительно к этой теоретической модели и не отражают сложившуюся практику.
Первое подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой реализуется, т.е. обменивается на деньги, исключительно внутри системы общественного производства (внутри трех его подразделений).
Второе подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой реализуется исключительно населению.
Третье подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой не реализуется за деньги, а распределяется или просто попадает потребителям «бесплатно».
Это так называемая «бюджетная сфера», к которой относятся армия, органы государственного управления, правоохранительные органы, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и все прочие предприятия и учреждения, деятельность которых оплачивает бюджет.
В реальной экономике существуют предприятия смешанного типа, которые невозможно полностью отнести к какому-либо одному подразделению. Для теоретических целей приходится допустить, что на каждом таком предприятии можно выделить части, относящиеся к одному из подразделений общественного производства. На этой основе, возможно, наладить учет по «чистым» подразделениям, подобных «чистым» отраслям.