Ответы на экзаменационные билеты по экономической теории
Монополистическая конкуренция: продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов; В целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками: Наличие большого числа покупателей и продавцов; Производство и продажа дифференцированного продукта; Отсутствие барьеров входа и выхода; Наличие незагруженных мощностей.Олигополию определяют следующим образом: тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения. Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков: Небольшое число продавцов (покупателей) товара; Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами; Существуют значительные барьеры входа и выхода; Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля; Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.
Существуют следующие определения монополии: тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции; исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству; капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками: наличие одного производителя (покупателя); отсутствие близких заменителей товара; наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).Выделяют такую разновидность монополии, как естественная монополия. Для нее характерны: положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами; наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли; возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде; нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек; убыточное предельное ценообразование.
40. Различные трактовки сущности и происхождения прибыли. Виды прибыли.
Прибыль- результат предпринимательской деятельности.
Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, которую получает предприятие, вычесть издержки предприятия.
Выручка может быть представлена как:
-общая выручка- это полная сумма выручки от реализации всех производственных единиц товара
-средняя выручка- равна цене единицы товара
-предельная выручка- приращение всей выручки при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу.
2 подхода к понятию прибыли:
1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными издержками.
2. Экономический. Прибыль- разница между выручкой от реализации и явными + неявные издержки.