Ответы на экзаменационные билеты по экономической теории
Рынок-всякий механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара и услуги. Форма распределения и обмена ресурсов и созданной продукции.
Функции рынка:
-Регулирующая.рынок дает ответы на вопросы пост. Самуэльсоном: что? Для кого? И Как производить?
-информационная. рынок дает объективную инф., о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех тов., и услуг кот., поставляются на рынок.
-стимулирующая. Рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТ прогресса, повышение качества продукции, расширение ассортимента.
-санирующая. Рынок, развивая конкуренцию, очищает общ., производство от эконом., слабых хоз., единиц, и поощряет развитие перспективных фирм.
-ценообразующая.
Виды рынков.
1.по виду конкуренции
-с совершенной конкуренцией
-с несовершенной
2.По экономич., назначению объектов рыночных отношений
-рынки благ и услуг
-средств производства
-ценных бумаг
-рабочей силы
3.по пространственному признаку
-городские(сельские)
-внутрирегиональные
-межрегиональные
-национальные
-международные(мировые)
4.по видам субъектов рыночных отношений
-рынок розничной торговли
-оптовой торговли
-государственных закупок
28.МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА С СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
Совершенная конкуренция предполагает: 1) множество покупателей и продавцов, 2) однородность товаров и услуг, 3) отсутствие ценовой дискриминации, 4) полную мобильность всех ресурсов, 5) абсолютную информированность о ценах.
Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объективно, не зависит от его воли и желания.
Единственно, что определяет он сам, — это количество покупаемой (или продаваемой) по данной цене продукции. Для упрощения мы исходим из однородности товаров и услуг. Это означает, что отсутствуют какие-либо различия у товаров одного качества. Мы предполагаем, что никто не подвергается ценовой дискриминации: продукт одинакового качества продается по одной и той же цене всем покупателям, то есть не существует ситуации, когда одинаковый продукт продается одним покупателям по одной цене, а другим — по другой. Тем самым отсутствуют какие-либо основы для возникновения монопольной власти на рынке.
Полная мобильность ресурсов означает, что не существует каких-либо барьеров для входа в любую отрасль производства (на любой рынок) или выхода из нее. Отсутствуют экономические, юридические или политические запреты для перелива капитала, труда и других ресурсов из отрасли в отрасль.
Наконец, очень важной предпосылкой является предпосылка об абсолютной информированности о ценах. Дело в том, что отсутствие необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, служить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала.
Таковы идеальные условия, отрицающие существование монополий, вмешательство государства, инфляцию и т.д.
29.ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Эластичность спроса по цене- степень изменения объема в ответ на изменение цены.
KэлQD=% изменения Qp/% изменения P
Q-объем спроса
P-цена
% измен. Qp=Q2-Q1/((Q2+Q1)/2)
% измен. P=P2-P1/((P2+P1)/2)
Если коэф.эл. по цене >1, то это эластичный спрос
=1,- спрос с 1-й эластичностью
<1, неэластичный спрос
Эластичность предложения- степень изменения предложения в зависимости от динамики цены.
Кэл.предл.=Объем предложения(%)/Рост цен(%)
Эластичное предложение-его величина изменяется на больший процент чем цена.